Все о пенсиях в России

00:00Пенсии и детские пособия начислят с учетом инфляции

два дня назадКому и на сколько повысят пенсии в 2025 году

02.10.2024Экономист Беляев напомнил, как формируется пенсия

Работы по освоению Арктики — непочатый край

На форуме в Архангельске представили новые технологии по энергообеспечению региона и транспортировке грузов с его крупнейших производственных площадок

31.03.2017 15:55

Автор: Елена Леводянская

Работы по освоению Арктики — непочатый край
Новый атомный ледокол «Арктика» вскоре сможет обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути. Фото пресс-­службы Росатома

Освоение Арктики — необходимое условие развития России как морской державы, фактор, определяющий экономический и технологический рост нашего государства. Что ещё необходимо сделать для эффективного развития арктических территорий? К чему стремиться? Ответы на эти вопросы искали участники Международного арктического форума «Арктика - территория диалога», одной из ключевых площадок для обсуждения проб­лем и перспектив Арктического региона.

Россия прилагает активные усилия для освоения и развития региона: восстанавливает на Крайнем Севере свою военную инфраструктуру, ведёт гео­логическую разведку, строит новые ледоколы. Участие Госкорпорации «Росатом» в этих проектах, как и её роль в освоении Арктики, нельзя переоценить. Но новые реалии требуют больших усилий, прорывных идей, реализации государственной стратегии.

Сегодня среди основных задач Госкорпорации в Арктике — обеспечение и создание условий для эффективной реализации общегосударственной политики по развитию региона, связанной с масштабными проектами строительства новых крупных производств по добыче и переработке полезных ископаемых, а также c оборонными задачами России.

Энерготехнологии будущего

Государство ждёт от Рос­атома и новых решений, связанных с энергетическими технологиями. Одно из таких решений — создание первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции. Заложенная в 2006 году ПАТЭС «Академик Ломоносов» - головной проект Росатома по созданию серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. С 2009 года плавучая станция строится по заказу госкорпорации на Балтийском заводе (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) в Санкт-Петербурге и находится в высокой степени готовности.

Согласно планам, в 2019 году должна начаться её эксплуатация в Певеке, на Чукотке. Там «Академик Ломоносов» обеспечит замещение мощностей выбывающей из эксплуа­тации Билибинской атомной электростанции, единственной в мире АЭС, построенной в зоне вечной мерзлоты.

Важное пре­имущество плавучего энергоблока в его универсальности. ПАТЭС сможет не только обеспечить энергией газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море, но и даст энергию горнодобывающим компаниям на западе Чукотки, в Чаун-Билибинском энергоузле. В Рос­атоме считают, что эксплуатация ПАТЭС — это важный опыт использования транспортабельных атомных энергоблоков для энергообеспечения труднодоступных районов, а значит, и прецедент на пути коммерческого продвижения такого рода проектов.

Между тем задачей будущего является обеспечение полной линейки мощностей, необходимых для энергообеспечения арктических регионов. И сегодня в запасе наших атомщиков целый ряд разработок в этом направлении. Так, Фондом перспективных исследований совместно с ЦКБ МТ «Рубин» разработана подводная модульная установка для обеспечения подводной разведки и добычи различного органического сырья «Айсберг», рассказал журналистам главный конструктор водо-водяных реакторных энергоустановок предприя­тия Госкорпорации «Рос­атом» АО «ОКБМ Африкантов» Юрий Фадеев. Мощностная линейка варьируется от 5-6 до 100 мегаватт. «Установки мощностью 5-6 мегаватт предназначены для небольших добывающих предприятий или объектов геологоразведки. Установки мощностью 100 мегаватт могут быть востребованы крупными компаниями», - пояснил он.

В добрый Севморпуть

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, способным дойти в любую точку Северного Ледовитого океана и призванным решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. В 2016 году объём перевозок грузов по Северному морскому пути составил 7,5 миллиона тонн. В акватории СМП действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач»). Однако в течение ближайших пяти лет атомные ледоколы будут постепенно выводиться из технической эксплуатации. «Вопрос замены флота стоит довольно остро», — напомнил в ходе форума заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков.

Необходимость обновления атомного ледокольного флота привела к принятию решения Правительством о создании принципиально новых универсальных атомных ледоколов ЛК-60Я проекта 22220: головного ледокола проекта «Арктика» и двухсерийных атомных ледоколов «Сибирь» и «Урал» для Гос­корпорации «Росатом» в лице ФГУП «Атомфлот». Атомоходы, способные работать не только на море, но и в сибирских реках, благодаря двухосадочной конструкции, будут ломать лёд толщиной до трёх метров и обеспечат круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. «Арктику» планируется передать заказчику в мае 2019 года, первый серийный — в ноябре 2020 года и второй серийный - в ноябре 2021 года.

Кроме того, уже разрабатывается проект крупнейшего российского ледокола «Лидер» ЛК-120. Мощность «Лидера» будет достигать 120 МВт (у ледоколов строящейся серии — 60 МВт), а ширина - 50 метров (на треть больше, чем строящая­ся «Арктика»). Планируется, что предельная толщина сплошного льда, преодолеваемая ледоколом, составит 4,3 метра.

В согласии с Арктикой

Главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья и напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добыче минеральных ресурсов (Варандей, «Ямал СПГ», Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск — в общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, 4 - руд и угля).

Наш Крайний Север соединят со Скандинавией и Финляндией тремя новыми авиамаршрутами
Основные проекты развития портовой инфраструктуры Арктического бассейна связаны с освоением нефтегазовых месторождений Ямала и уже сейчас являются точками роста для арктических регионов. А потому столь важным стало подписание в рамках Международного арктического форума соглашения «Атом­энергомаша» и «Новатэка» о стратегическом партнёрстве.

«Соглашение позволяет объединить компетенции машиностроительного дивизиона Росатома и крупнейшего производителя природного газа в России в реализации крупных проектов в газовой отрасли. Это не только даёт преимущества обеим компаниям, но и в целом повышает энергетическую безопасность и конкурентоспособность страны на глобальном рынке», — сказал в ходе церемонии генеральный директор «Атомэнергомаша» Андрей Никипелов.

Не менее знаковым событием на полях форума стало подписание соглашения о сотрудничестве в области комплексного освоения Арктической зоны России между Госкорпорацией «Росатом» и правительством Архангельской области. «Уверен, данное соглашение послужит хорошей основой для более плодотворного взаимодействия госкорпорации и Архангельской области с целью раскрытия социально-экономического потенциала региона и реализации по-настоящему уникального проекта в российской Арктике», — подчеркнул гендиректор Росатома Алексей­ Лихачёв.

Одним из основных направлений сотрудничества является проект освоения Павловского свинцово-цинкового месторождения (остров Южный архипелага Новая Земля). Павловское — важнейший проект диверсификации бизнеса для горнорудного дивизиона Рос­атома в Арктике. Это месторождение имеет огромный экспортный потенциал. Его запасы оцениваются в 47,7 миллиона тонн руды (2,49 миллиона тонн цинка, 549 тысяч тонн свинца и 1194 тонны серебра).

АО «Первая горнорудная компания» (АО «ПГРК», дочернее общество АО «Атомредметзолото», входит в контур управления Росатома) планирует построить на Новой Земле горнодобывающее предприятие мощностью до 3,5 миллиона тонн руды в год.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3937