Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

На стапелях становится тесно

Глава Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов рассказал «Парламентской газете» о планах компании в канун её десятилетнего юбилея

15.03.2017 18:31

Автор: Дмитрий Олишевский

На стапелях становится тесно
Алексей Рахманов на осмотре работ по монтажу подвышечного основания и буровой вышки для ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) для добычи нефти на месторождении имени Филановского в Каспийском море. Фото: Максим Коротченко/ТАСС

Отечественное судостроение переживает подъём. За 10 лет предприятия судостроительной отрасли построили более 250 боевых и около 400 гражданских кораблей. Алексей Рахманов в эксклюзивном интервью «Парламентской  газете» рассказал, какими он видит перспективы развития отрасли, почему тесно на стапелях и зачем судостроителям свой профессиональный праздник.

- Алексей Львович, 21 марта 2007 года вышел указ президента о создании Объединённой судостроительной корпорации. Как, на ваш взгляд, изменилась ситуация в судостроении за прошедшее время?

- Десять лет назад отечественное судостроение пребывало, мягко говоря, не в лучшей форме: выходя из безвременья 90-х предприятия были серьёзно недозагружены, гособоронзаказ по целому ряду причин исполнялся с большими задержками. Ситуация в гражданском секторе была немногим лучше: большинство заказов частных судовладельцев размещалось за границей, а компетенции строительства морских судов были практически утеряны.

Такое государство, как наше, которому жизненно необходимо иметь сильный флот, должно было изменить ситуацию. Исходя из этого и было принято решение собрать воедино ключевые судостроительные активы.

Спустя 10 лет мы можем видеть, что судостроение перестало чувствовать себя забытым и потерянным. Сейчас ОСК объединяет порядка 40 судостроительных и судоремонтных верфей, ведущие проектно-конструкторские бюро и другие предприятия и задаёт вектор развития всей отрасли. При этом мы заинтересованы в развитии судостроения не только в периметре корпорации, поскольку честная конкуренция с другими участниками рынка не даёт нам «бронзоветь» и почивать на лаврах, а заставляет искать новые эффективные решения.

Выручка Группы ОСК растёт три года подряд. В 2016 году, хотя окончательные финансовые результаты ещё не сведены, она оценивается в цифру, близкую к 350 миллиардов рублей, чистая прибыль — порядка 7 миллиардов рублей. Портфель заказов компании до 2025 года — это порядка 1 триллиона рублей.

Планы по загрузке предприятий сформированы уже до конца 2018 года, а на ряде верфей — до 2020 и 2025 годов. В ближайшей перспективе стапельное расписание по всем предприятиям корпорации будет формироваться более чем на пять лет. Такое долгосрочное планирование стало возможным благодаря постоянной поддержке нашего профильного министерства — Минпромторга РФ.

Принимают участие в нашей работе и законодатели. В феврале у меня была возможность выступить на заседании фракции «Единая Россия», и вопросы, которые задавали депутаты, говорили об их глубокой погруженности в нашу тематику. Более того, в этом году начнёт работать экспертный совет по развитию судостроительной промышленности и морской техники при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

Взаимодействуем и с Советом Федерации — с готовностью восприняли предложение провести на Большой Дмитровке в течение весенней сессии день нашей корпорации.

- Вы говорите о том, что сделано, а какие задачи корпорация планирует решать в перспективе?

- Сегодня мы работаем над масштабным планом — превращением ОСК в глобально конкурентоспособную компанию. Мы должны научиться быть лучше своих конкурентов в любой точке земного шара — и в умении строить первоклассные корабли и суда, и в умении работать с заказчиком.

На решение этой задачи направлен комплекс мер. Мы снижаем издержки, повышаем управляемость производств, централизуем финансовое управление, внедряем принципы бережливого производства и новые IT-технологии.

Ледостойкая стационарная платформа №1 мр им. В.Филановского, строитель ГК Каспийская энергия
Мы меняем подходы к модернизации предприятий — техническое перевооружение верфей будет рассматриваться не в разрезе отдельных производственных единиц, а как группы площадок, у каждой из которых появится своя специализация. На одних мы сделаем акцент на развитии заготовительных производств, производстве корпусов и секций, другие сконцентрируются на насыщении крупных блоков и секций и превращении их в готовые изделия. Таким образом снижаем операционные и инвестиционные затраты, концентрируем усилия в точках компетенций, а готовые суда собираем там, где это эффективнее, в том числе с позиций налогового и таможенного законодательства. Это было бы невозможно без объединения верфей в единую корпорацию.

- Вы упомянули, что на момент создания ОСК с выполнением гособоронзаказа были серьёзные проблемы. Насколько ситуация изменилась сейчас? И как обстоит дело с военно-техническим сотрудничеством (ВТС)?

- Пока, к сожалению, не удалось полностью устранить отставание по срокам как явление — в некоторых случаях мы его наблюдаем. В первую очередь это связано со строительством большого количества технически сложных кораблей. Как правило, это головные проекты, на которых устанавливается новейшее, не имеющее мировых аналогов вооружение, требующее длительных циклов разработки и испытаний. Зачастую это приводит к модификаций оборудования и конструкции самих кораблей на поздних сроках строительства и неизбежно — негативно — влияет на сроки.

В то же время отмечу, что прогресс очевиден. По итогам прошлого года у нас самый высокий уровень выполнения гособоронзаказа за последние пять лет. Было заложено четыре боевых надводных и подводных корабля, а 13, включая капитальный ремонт, сданы заказчику.

Конечно, в ходе практической работы становятся видны некоторые узкие места действующего закона о гособоронзаказе. Сейчас особенно важно их внимательно проанализировать и внести в закон точечные изменения. Эти вопросы недавно поднимались на заседании комиссии по правовому обеспечению предприятий ОПК под председательством Владимира Владимировича Гутенёва.

По линии ВТС наш результат работы, безусловно, заметен тем, кто наблюдает за международным кораблестроением. На сегодняшний день Россия в лице ОСК — крупнейший в мире экспортёр военных кораблей и судов по водоизмещению. Призовое место мы удерживаем уже несколько лет. Только за три последних года иностранным заказчикам передано 6 кораблей. Всего же в активе ОСК — более 50 единиц созданной на экспорт военно-морской техники.

- Вы неоднократно говорили, что считаете приоритетом развитие гражданского судостроения? ОСК ориентируется на отечественного или на иностранного заказчика?

- Гражданская тематика действительно сегодня становится для нас ключевой. Президент страны поставил задачу к 2030 году довести соотношение военной и гражданской техники в портфеле заказов корпорации до паритета. Могу сказать, что в отношении количества военных кораблей и гражданских судов это уже произошло. В скором будущем планируем добиться паритета и в выручке от обеих тематик. Только за последние три года судовладельцам было сдано более 40 судов.

Безусловно, наши основные заказчики имеют российскую прописку. Однако я уже упоминал, что задача ОСК — стать глобально конкурентоспособной. А этого не сделать без выхода на внешний рынок. Недавний пример — в конце прошлого 2016 года мы передали заказчику — Транспортному агентству Финляндии — сверхсовременный ледокол Polaris, работающий на СПГ и соответствующий всем международным экологическим требованиям.

Ледокол Polaris, строитель Arctech Helsinki Shipyard

В целом же есть убеждение, что в российских водах должны ходить суда под российским флагом, построенные на наших верфях. Мы стараемся выстроить работу с судовладельцами, основываясь именно на таком понимании, и находим в этом вопросе поддержку Минпромторга и Минтранса.

- Какую морскую и речную технику ОСК готова предложить судоходным компаниям?

- Корпорация продолжает оставаться крупнейшим производителем ледоколов в мире. Сейчас верфи ОСК ведут строительство полутора десятков ледоколов и судов различных ледовых классов, включая серию 60-мегаваттных атомных ледоколов-гигантов для работы в Арктическом регионе. Мы стремимся строить энергоэффективные и экологичные суда, и создаваемый нами ледокольный флот отвечает этим требованиям.

Ледокол проекта 21900М Владивосток, строитель Выборгский судостроительный завод

По итогам заседаний Госсовета, проведённых Президентом России в минувшем году, активно стало развиваться направление производства рыболовецких судов и судов смешанного профиля «река-море». ОСК подписан договор с рядом рыбопромысловых предприятий. Первые два кошельковых траулера для камчатского колхоза им. Ленина заложено в 2016 году. Заключены соглашения с «Архангельским траловым флотом», ведутся переговоры с компанией «Мурмансельдь-2».

Началось и возрождение круизного судоходства. На нашей астраханской верфи «Лотос» в прошлом году был заложен первый за 60 лет круизный лайнер проекта PV-300. Второй будет строиться на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.

И это, конечно, только наиболее громкие проекты, вообще же их гораздо больше: это и танкеры, и сухогрузы, и различная морская техника, такая как, скажем, морские ледостойкие платформы. Одну из таких — ЛСП-1 — мы недавно ввели в эксплуатацию для ЛУКОЙЛ, и на ней уже идёт добыча каспийской нефти.

- Уже довольно широко известно о вашей инициативе — внести в официальный календарь День судостроителя. Вы считаете, такая необходимость действительно назрела?

- Нынешний год — год больших юбилеев в судостроении. Дело не только в десятилетии ОСК, есть и более древняя дата. 350 лет назад по указу царя Алексея Михайловича, отца Петра I, был на государственные средства заложен первый российский военный корабль — фрегат «Орёл».

Я убежден, что российские корабелы могут по праву считаться наследниками и преемниками славной истории судостроения, начавшейся 350 лет назад.

В стране сейчас корабельным делом заняты около 200 тысяч человек. В судостроении традиционно много династий, история которых насчитывает десятилетия (а иногда и века). Если посчитать судостроителей вместе со всеми, кто занят в смежных отраслях, это уже около полумиллиона человек.

Убеждён, что они заслуживают профессиональный праздник, и надеюсь, что наше предложение, уже поддержанное Министерством промышленности и торговли, будет принято. А значит, появится день, когда корабелы смогут не только поздравить друг друга, но и услышать благодарность за те усилия, которые они вложили в дело возрождения отечественного флота.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 5880