Чем порадовали отечественные киношники зрителей в Год российского кино

Кассовые сборы растут, но до настоящего искусства большинству фильмов очень далеко

Чем порадовали отечественные киношники зрителей в Год российского кино  

Как утверждает режиссёр Юрий Кара, снявший фильмы «Завтра была война», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Мастер и Маргарита», «Звезда эпохи», идею провести Год кино в 2016 году предложил президенту именно он. Кара хотел, чтобы у российских фильмов появились преференции в показе, а количество иностранных лент было бы ограничено. Год российского кино состоялся, но квота на западные картины  так и не появилась. Потому что достойной конкуренции забугорным произведениям наши кинематографисты составить пока не могут.

Вне конкуренции только «Экипаж»

Наибольшего коммерческого успеха достиг фильм «Экипаж» Николая Лебедева. На съёмки было потрачено 650 миллилнов рублей, а выручка от показа составила полтора миллиарда. Интерес к картине подогревался воспоминаниями о советском «Экипаже» — первом фильме-катастрофе в СССР. Авторы современного фильма о невероятных подвигах лётчиков говорили, что напрямую связывать их творение с шедевром Александра Митты нельзя. Но сравнений избежать не удалось. И там, и там всё было «на грани», героям приходилось уходить от гибели каким-то чудом. В новом «Экипаже» снялись Данила Козловский, Владимир Машков и другие звёзды, спецэффекты были на высочайшем уровне, и зрителей кино собрало 5,38 миллиона. Но фильм-предшественник зазвал в кинотеатры 71 миллион человек. Правда, население страны было тоже значительно большим.

Значительно перекрыли затраты на съёмки и фильмы «Жених» и «День выборов-2». Первый, незамысловатый, достаточно «поделочный», при бюджете 1,5 миллиона долларов заработал 7,7 миллиона долларов благодаря наличию в нём Сергея Светлакова и высоченной кавээнщицы Ольги Картунковой. Второй, получившийся значительно слабее «Дня выборов-1», отхватил в прокате 314 миллионов рублей при затраченных 160 миллионах. Почти в два раза больше съёмочного бюджета собрал байопик «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», рассказавший о пути к победам Александра Карелина, Светланы Хоркиной и Александра Попова (172 миллиона против 90 миллионов рублей). И 750 миллионов рублей насчитал мультик «Иван Царевич и Серый Волк 3». Хотя удачей его тоже не назовёшь.

Остальные картины не оправдали финансовых ожиданий. Лишь 377 миллионов рублей против затраченных 725 миллионов заработала историческая драма «Дуэлянт» Алексея Мезгирёва. А какие были роскошные декорации старого Петербурга, как старался вездесущий Владимир Машков! И «Ледокол», «ужастик», основанный на реальных событиях, тоже не вызвал у зрителей большого интереса (бюджет — 10 миллионов долларов, а выручка — 5,4 миллиона). Не помогли режиссёру Николаю Хомерики и блестящие актёры Пётр Фёдоров, Александр Яценко, Сергей Пускепалис, и яркий сценарий.

Лиричной комедии Оксаны Карас «Хороший мальчик» тоже не повезло. И актёрский состав на высоте (Семён Трескунов, Константин Хабенский, Михаил Ефремов), и юмор достойный, и Гран-при сочинского «Кинотавра» в багаже — а вот поди ж ты, при затратах в 54 миллиона рублей заработано всего 74,5 миллиона. Неудачи постигли и военную драму «Герой» Юрия Васильева с Димой Биланом в главной роли (бюджет 7 миллионов долларов, а сборы — 1,5 миллиона), и фэнтези-боевик «Ночные стражи» Эмилиса Веливиса — приключения московской спецслужбы, воюющей с упырями, «отжала» всего 32 миллиона рублей при вложенных 230 миллионов. Даже мэтру Павлу Лунгину и метрессе Ксении Раппопорт в главной роли в фильме «Дама Пик» не удалось сделать приличную кассу — потратили 3,5 миллиона долларов, окупили всего 448 тысяч «зелёных».

С помощью краудфандинга (сбора средств по всей стране) делался фильм «28 панфиловцев». И вот тут всё интересно. Первые зрители военного боевика Андрея Шальопы и Кима Дружинина говорили, что в кинозалах было совсем немного народа. Однако уже вскоре сборы от картины (4,6 миллиона долларов) превысили её бюджет (1,7 миллиона). И фильм ещё идёт. Картина же «Землетрясение» Сарика Андреасяна о трагедии в Спитаке 1988 года вряд ли будет самоокупаемой — на середину декабря она лишь наполовину оправдала свой бюджет в 200 миллионов рублей. Остаётся пока гадать, какой будет судьба последней премьеры 2016 года — ленты «Викинг», в которую вложен 1 миллиард 250 миллионов рублей и показ которой начнётся 29 декабря.

Упомянутый уже Юрий Кара считает, что нашему кино необходимы крепкие редакторы, которые умеют довести до кондиции даже сыроватые сценарии. Кроме того, должен быть конкурс сценариев, чтобы Фонд кино не выделял деньги на съёмки приближённым к нему кинематографистам.

Уже не выживаем, но особо не живём

Глава же Фонда кино Антон Малышев в целом посещаемостью кинотеатров и сборами от российских фильмов доволен — по его прикидкам, сборы составят в этом году более 8 миллиардов рублей против 7,2 миллиарда в прошлом. А ещё больше доволен тем, что в Год кино профинансировано 300 залов в малых городах, где не было кинозалов вообще. Открылись из этих трёхсот пока 100, но число зрителей увеличилось сразу на 700 тысяч. И предпочитают они в большинстве именно отечественную кинопродукцию — она составляет половину сеансов. Цены на билеты растут не так сильно. Фонд кино освоил и систему рибейтов — это когда фильм снимается в провинциальном городе, соответственно, там остаются деньги, а режиссёру возвращается часть этой суммы. Появилось и бесплатное мобильное приложение ЕАИС, оно позволяет в реальном времени отслеживать кинотеатральные сборы.

Что касается квот для иностранных лент, то Антон Малышев уверен: защищать своих надо, но делать это трудно. Ведь чтобы получить права на прокат американского блокбастера, необходимо взять в качестве довеска ещё несколько картин. Они и вытесняют с экранов наши фильмы, которые могли бы увеличить сборы.

А кинокритик и телеведущий Давид Шнейдеров предлагает пойти по французскому пути — там 11 процентов от стоимости каждого билета поступает в Фонд поддержки национального кинематографа.

В Год кино продолжилась продажа наших фильмов за границу. Больше всего зарубежного зрителя привлекает российская анимация. 130 стран приобрели мультфильм «Снежная королева». А фильм «Скиф» был продан на American film Market, когда ещё не было снято ни одного кадра. Очень перспективным для нас может стать китайский кинорынок, на котором интересуются кино России. В этом году в Китае с успехом шли фильмы «Экипаж» и «Он-дракон». Последний собрал 7 миллионов долларов, тогда как в России в 2015 году он «наскрёб» всего около 2 миллионов.

«Мы прекратили разговор о том, что надо выживать», — подвёл итоги Года кино известный продюсер Сергей Сельянов. Однако он не видит существенных изменений в процессе кинопроизводства — бюджет одного американского фильма по-прежнему равен бюджету всех российских лент. Единственное, что произошло, — власти, по мнению Сельянова, стали внимательнее относиться к киносфере.

Но внимание к ней тоже выражается по-разному. Если в 2015 году возник большой скандал из-за фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева, который обвинили в очернении действительности, то в этом году набросились на ещё не вышедший на экраны фильм Алексея Учителя «Матильда», рассказывающий об отношениях Матильды Кшесинской и Николая Второго. В провале остаётся детское кино — его просто перестали снимать, позабыв о той роскошной россыпи фильмов для детей, которая существовала в советские годы. Повальное же увлечение сценаристов биографиями известных актёров и деятелей культуры привело к появлению псевдоисторических картин и образов людей, почти ничего общего не имеющих с их прототипами.

Просмотров 4531

01.01.2017 15:30