Культурно-правовые отношения
Вот уже больше года идёт процесс внесения поправок в 351 статью Трудового кодекса, которая регулирует труд творческих работников. Были бесчисленные дискуссии, круглые столы, общественные слушания, заключения экспертов, а найти нужный баланс и компромисс пока не удаётся.
В новой редакции поправок, внесённых депутатами после первого чтения, пропал изначальный смысл внесения изменений. Изначально смысл законопроекта заключался в том, чтобы актеры, работающие в театре на бессрочных трудовых договорах, один раз в пять лет проходили творческий конкурс. Формулировка «конкурс» не понравилась всему сообществу творческой интеллигенции. К сожалению, основная масса театров продолжает жить по Советской системе, когда многие артисты вне зависимости от их занятости, работали в театре «до последнего». Рынок диктует свои условия, и труппа театра нуждается в постоянном обновлении, а провести творческий конкурс невозможно — закон не позволяет.
Профсоюзы отстаивают позицию невозможности проведения конкурсов, так как это вызовет узаконенное увольнение актеров и без того зависимых от работодателя. Работников кино по непонятным причинам вообще обходят стороной — понятно почему: на протяжении последних двадцати лет там вообще отсутствуют трудовые отношения, а повсеместно используется заёмный труд. А почему нет отдельно выделенных цирка и балета, ведь там существуют свои проблемы?
Всё происходящее вскрыло совершенно очевидную проблему. Действующий Трудовой кодекс не отражает реальной действительности, сложившейся на рынке между работниками и работодателями в области культуры. Каждая отдельно сфера — будь то театр, цирк, кино или балет — требует детальной проработки, и процесс этот не быстрый, потому что в результате должен быть устраивающий всех компромиссный вариант. Прийти к балансу возможно лишь при условии эффективно выстроенной схемы социального партнёрства, где все в равной степени — как работодатели, так и работники, профсоюзы и объединения работодателей, законодательная власть — будут стремиться к налаживанию цивилизованного рынка труда в сфере культуры.