Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

«Ученик Сидоров, вы бестолочь»

Воспитает ли повсеместное обращение учителей к детям на «вы» самоуважение школьников

10.11.2015 15:09

Депутат Госдумы (фракция КПРФ) Владимир Бортко тоскует по дореволюционным временам. Точнее, по отношению учителей к ученикам в гимназиях. Педагоги обращались тогда к учащимся на «вы». Вернуть такую форму обращения парламентарий и кинорежиссёр предлагает в нынешние учебные заведения, для чего он подготовил законопроект «О внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Дополнения предписывают уважать честь и достоинство обучающихся и работников и других участников образовательных отношений, обращаться к обучающимся, используя формальное обращение «вы». В ближайшее время они будут рассмотрены депутатами.

Ребёнок требует вежливости

«Воспитание уважения начинается с самого раннего детства, — уверен Владимир Бортко. — Ребёнок слышит и воспроизводит манеры поведения, принятые в его семье или на улице. Хорошо, если эти манеры соответствуют общепринятой морали. Однако не секрет, что не везде и не всегда это так. К сожалению, в семьях, а тем более во дворах и на улице, можно услышать не только брань и неуважительное отношение между взрослыми, но и совершенно не допустимое отношение к несовершеннолетним, что навсегда травмирует психику ребёнка и впоследствии обязательно скажется на его поведении. Собственно, это и проявляется в уровне преступности, хамства и неуважения к окружающим и, как следствие, к самому себе». Одной из мер, призванных исправить это положение, и является поправка в закон «Об образовании», считает Владимир Бортко.

Кстати, он предлагает не только заставить учителей «выкать» школьникам, но и последних обязать во время классных занятий обращаться друг к другу на «вы». «Где как не в школе необходимо вкладывать в его (ребёнка. — Ред.) сознание важнейшую часть воспитания — уважение к себе и другим. Тем более что, как правило, в школе ребёнок проводит большую часть своего времени», — аргументирует Владимир Бортко важность своей инициативы. Она, по словам депутата, будет иметь особенный эффект в населённых пунктах, находящихся на удалении от столиц и культурных центров. Человек, к которому с детства обращались на «вы», будет обладать повышенным чувством собственного достоинства вне зависимости от места проживания, что, учитывая размеры нашей страны, имеет важное значение. Бортко даже думает, что принятие его поправки поможет уменьшению преступности, алкоголизма и наркомании.

Всё это больших проблем не решит

Тема, поднятая депутатом, давно обсуждается в социальных сетях и на различных интернет-форумах. Вот несколько примеров из дискуссий. «В моей первой школе только одна учительница — физик — обращалась к абсолютно всем ученикам на «вы». Даже к тем, чей класс она вела как классный руководитель. И знаете, никто, вообще никто из учеников не смел поднять на неё голоса, повести себя плохо. Когда к тебе относятся хорошо, и ты сам хамить не будешь», — поделился воспоминанием Кирилл Кривошеев. С ним согласен Сергей Козаченко: «Учитель не должен, а обязан обращаться к ученикам на «вы». И так же школа должна взрастить и сделать из ребёнка личность. У нас же всё наоборот. Ребёнка постоянно унижают, убивают всё его Я. Его морально калечат. Спокойный ребёнок становится ещё более спокойным, т. е. растением, ну а бунтарь становится психически неуравновешенным. Вот вам и весь результат обучения в школе». Другая точка зрения у надежды Ивиной: «Только одно обращение на «вы» больших проблем не решит, хотя и может помочь воспитанию подростков. В мире взрослых много лицемерия. Одни взрослые говорят друг другу «вы» и при этом ненавидят друг друга, а другие взрослые говорят «ты», но уважают друг друга. Обращение «вы» надо научиться понимать. Класса с пятого ещё можно на «вы» обращаться к детям, но уж точно не с первого. Уважая детей, надо относиться к ним как к детям, а не с каким-то отчуждённым «вы». Дети ещё должны понять суть этого «вы». Пользователь под ником Профи предупреждает: «Думаю, главное не «ты» или «вы». Главное — цель, ради которой произносятся слова вообще. И с «вы» можно так «опустить», что желание в школу ходить на всю жизнь отпадёт, особенно у тех детишек, кого родители не подготовили к «такому повороту» событий».

Если учителя уважают, то с ним по-любому хорошо

Скептически относятся к предложению и некоторые представители образовательного сообщества. Например, Игорь Ермоленко, руководитель центра творчества Самарского медико-технического лицея, глава областного отделения партии «Яблоко» написал в своём ЖЖ: «Можно и дальше пофантазировать по поводу обращений. Ну, там, «мой маленький господин»… Или, «о, величайший отпрыск «имя-отчество мамы» и «имя-отчество папы», как вариант… Я так скажу, если учитель вызывает уважение, и он умеет выстраивать отношения, то от него даже обращение «дурачок» или «тупка» перенесут спокойно и адекватно. А если он для ребёнка никто, то и обращение на «вы» не спасёт.

Земляк Игоря Ермоленко, учитель истории и обществознания гимназии №1 Самары, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2015» Сергей Кочережко не столь категоричен, хотя тоже сомневается в необходимости законодательного внедрения новой нормы для учителей: «Я согласен с замечательным режиссёром Владимиром Бортко в том, что обращение на «вы» — важный фактор формирования общества воспитанного, культурного, построенного на доброте и взаимоуважении. И когда мы обращаемся на «вы», и когда мы элементарно здороваемся при начале общения, мы способствуем установлению доверия в обществе, положительного настроя людей друг к другу, сокращению агрессивности и жестокости, которых хватает в нашей жизни каждый день.

Но эта сфера взаимоотношений регулируется не правом, а моралью (и близкими к ней в данном случае другими видами социальных норм: этикет, обычай). Мораль, в отличие от права, вводится не государством, а обществом. Я убеждён, что не государство законом должно заставить всех говорить друг другу «вы», а само общество, мы сами должны дорасти до этого. Здесь нельзя утрировать: дети никогда не будут обращаться друг к другу на «вы». Учитель вправе сам решить, как и к каким детям ему обращаться. Чаще я обращаюсь к детям на «ты»; когда считаю необходимым — на «вы».

Обращение на «вы», привитие вежливости, воспитание в целом — дело общества и поэтому ответственность каждого из нас. Если законом заставить детей говорить друг другу «вы» в школе, а на улице, в транспорте, вообще в городе они будут слышать мат и видеть неуважение друг к другу, то никакое это не воспитание!

Я считаю, что сегодня учитель и так много кому и чего должен, он и так оказывается в очень уязвимом положении перед детьми, родителями, администрацией. В силу этих двух обозначенных причин я полагаю, что закон об обращении в школе на «вы» не целесообразен».

А вот мнение президента Фонда поддержки социальных проектов «Образование — обществу» Лидии Фроловой: «Есть понятие языковой нормы. В традициях русского языка нормально обращаться к отроку на «ты». Дворянство и купечество было сильно ориентировано на Запад, отсюда и «вы» в гимназиях, и «маман» с «папан». Давайте тогда заставим и нынешних детей говорить учителям «мадам» и «месье». Может быть, к старшим детям лет с 14-ти и надо обращаться на «вы», но к семилетним малышам — нет».

Можно спорить о том, насколько вообще животрепещуща тема формы обращения к детям на фоне всех наших огромных проблем в образовании. О том, что изменится, если педагог будет говорить нерадивому школяру: «Сидоров, вы бестолочь». Или о том, требуется ли переделка закона, или же достаточно обязать педагогов «выкать» ученикам распоряжением Минобрнауки. Но в принципе, любую мелочь, направленную на то, чтобы обучение и воспитание стало гуманнее, следует только приветствовать. Однако всё зависит от конкретных учителей и учеников: они должны хотеть, чтобы атмосфера в школе была комфортной и творческой.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1213