Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

У закона о лоббизме нет эффективного лоббиста

Неделя Федерального Собрания

09.07.2015 15:26

Попытки продвижения интересов различных социальных групп в органах госвласти, проще говоря, лоббистская деятельность, ведутся уже давно. Но закона, регулирующего эту сферу, по-прежнему нет, хотя за двадцать пять лет было подготовлено уже шесть проектов. Одни убеждены, что принятие документа станет важной антикоррупционной мерой и сделает взаимодействие бизнеса и власти прозрачным. Другие - что лоббисты занимаются подкупом чиновников и узаконивать это явление нельзя.

Что выведет лоббизм из тени

Закон о лоббизме должен быть - во всяком случае, так сказано в указе президента по реализации Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Но пока единственный документ, закрепляющий лоббистскую деятельность в стране, - это закон о торгово-промышленных палатах. «В нём чётко написано, что ТПП - это лоббист интересов малого и среднего бизнеса», - говорит член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Интересы социальных групп успешно отстаивают и такие организации, как «Деловая Россия», Ассоциация российских банков, Российский союз промышленников и предпринимателей, «ОПОРА России». К примеру, сейчас «ОПОРА России» выступает за введение переходного периода на запрет продажи алкоголя в пластиковых бутылках объёмом более пол-литра. По мнению организации, введение ограничения с 1 января 2016 года (как предполагает соответствующий законопроект) станет губительным для большинства российских пивоваров, которые реализуют товар именно в пластиковой таре. Идею поддержал депутат Анатолий Аксаков, который направил письмо в Правительство с предложением отсрочить введение ограничения до 2020 года.

Тем не менее у чиновников и экспертов до сих пор нет чёткого понимания, что такое «лоббизм». В последнем варианте законопроекта, 7 июля внесённом в Госдуму зампредом палаты Николаем Левичевым, лоббизм трактуется как продвижение интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах госвласти и местного самоуправления, влияние на власть в целях принятия необходимых для развития бизнеса решений. Цель документа - установление цивилизованных правил продвижения интересов коммерсантов и повышение прозрачности взаимодействия бизнеса и власти. В декабре 2013 года Николай Левичев уже вносил законопроект о правовом регулировании лоббистской деятельности. Правда, тогда он даже не был представлен на обсуждение - Совет Госдумы принял решение вернуть документ авторам из-за отсутствия заключения Правительства. Параллельно разработкой очередного законопроекта занимается Минэкономразвития. В ведомстве предлагают чиновникам ежемесячно отчитываться о своих контактах с гражданами, исключая общение со СМИ и конференции, организованные госорганами. Правда, по словам Николая Левичева, это лишь полумера, которая лоббизм из тени не выведет. Для этого, по мнению депутата, нужно, чтобы лоббисты получали лицензии, а свою деятельность вели на основе договоров, в которых прописаны права и обязанности сторон. Кроме того, деятельность лоббистов должна быть под контролем саморегулируемых организаций. Ну а пока, считает Николай Левичев, очень многих устраивает и нынешнее положение вещей, когда контакты лоббистов с властью остаются непубличными, то есть неподконтрольными.

Успех лоббиста зависит от общественного мнения

А вот в США лоббизм возник с момента создания государства - уже в 1876 году все организации, занимающиеся лоббистской деятельностью, должны были зарегистрироваться в палате представителей. Сегодня в Штатах лоббист, согласно федеральному закону о регулировании лоббистской деятельности, определяется как гражданин, который имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, тратит на продвижение интересов организаций не меньше 20 процентов своего времени и получает больше 5 тысяч долларов от клиентов в течение полугода. Под действие закона попадает лоббирование интересов в конгрессе и исполнительных органах власти. Пожалуй, одним из самых ярких примеров эффективности американских лоббистов является история с законопроектом о пиратстве в сети Интернет, так называемый SOPA. На момент начала обсуждения документ поддерживали такие гиганты, как Visa, MasterCard и Торговая палата, его одобряли и республиканцы, и демократы. Однако представители главных интернет-корпораций страны (Facebook, Google, Twitter и Yahoo) стали убеждать американцев, что закон нарушит их права. В итоге граждане всерьёз обеспокоились, что потеряют доступ к информации. И уже через несколько месяцев конгрессу пришлось отказаться от закона. Этот пример показывает, что ключевым в деятельности лоббиста является поддержка общества, его способность донести до граждан, какую пользу или вред принесёт им принятие того или иного закона. Широкий простор для деятельности лоббистов возникает и во время проведения предвыборной кампании - успех кандидата напрямую зависит от общественного мнения.

Тем не менее первый шаг на пути принятия закона о лоббизме уже сделан - это закон об иностранных агентах. По словам члена Общественной палаты РФ Георгия Фёдорова, де-факто мы признали, что существуют лоббисты, которые продвигают свои интересы и должны регистрироваться. Для того чтобы закон был принят и в нашей стране, в нём нужно очень чётко определить грань между коррупционными схемами и легальным лоббизмом, соглашаются эксперты. Но у закона о лоббизме в нашей стране до сих пор нет эффективного лоббиста, констатирует зампред Госдумы Николай Левичев.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1237