Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Политика нравственного начала

1000-летие представления князя Владимир

16.04.2015 15:28

Дата памяти о святом, согласно многовековой православной традиции, устанавливается Церковью, как правило, по дню его смерти, а не рождения. И есть в этом логика: смерть знаменует свершившийся итог земной жизни человека, тогда как рождение — лишь её нереализованные перспективы. В год 1000-летия преставления святого князя Владимира, крестителя Руси, «Парламентская газета» продолжает цикл Владимирских бесед, в ходе которых законодатели, священнослужители, эксперты рассматривают глобальные процессы сегодняшнего дня сквозь призму тысячелетия русской истории. И стараются ответить на вопрос — в чём актуальность не только для России, но и для всего современного мира решений, принятых равноапостольным князем более тысячи лет назад?

Отдавать «кесарево кесарю, а Богу Богово» — этот наказ ­Иисуса Христа для православных служит руководством в жизни. Однако в наше время «кесарева» власть, с одной стороны, охраняет порядок и борется с преступностью, а с другой — оплачивает аборты. О том, как христианину в наши дни соблюдать законы государства и не нарушать заповеди Божии, как соотносится политическая конкуренция с духовными ценностями, обсудили на очередной встрече в пресс-центре «Парламентской газеты» в рамках Владимирских бесед.

Правление страной как форма святости

Церковь вот уже две тысячи лет утверждает: служение государственного лидера может стать одной из форм святости. Но как не все архиереи причисляются к святым, так и не все правители достойны этого. Протоиерей Андрей Новиков, известный своей яркой публицистикой, заметил: в эпоху русских царей святых оказалось всего двое — царь Фёдор Иоаннович и император Николай II. В эпоху Византии в Древней Руси канонизированных правителей было довольно много. «Среди них и князь Владимир, от которого мы ведём свою цивилизацию — именно при нём русский дух, сила молодой Руси соединились с православием, что позже открыло миру русскую культуру, нравственные основы нашей цивилизации, которые знамениты сегодня на весь мир», — полагает протоиерей.

По мнению большинства историков, князь Владимир был одним из самых ярких политических фигур своего времени, а его жизнь — пример того, как святость сочетается с мудрым государственным управлением. Но может ли сочетаться святость с жестокостью решений князя, которые принимались им до Крещения? Отец Андрей пояснил, что идеал православия далёк от пацифизма: власть может и должна применять силу для того, чтобы противостоять беззаконию в обществе. И напомнил, что князь Владимир после Крещения искал иные формы удержания порядка, пытался даже отменить смертную казнь, но по просьбам народа сохранил её.

Без служения нет модернизации

Известно, какие грязные технологии порой используются во время предвыборных кампаний. А может ли вообще соотноситься политическая конкуренция с христианскими ценностями? Депутат Госдумы Михаил Емельянов убеждён, что религия задаёт внутренние границы, за которые политику заходить нельзя. Сам он никогда не использовал технологии «чёрного пиара» против своих политических конкурентов. А если такие технологии использовались против него, отвечал, но «открыто, не исподтишка».

По его словам, грязные политтехнологии в России сегодня не в почёте и используются намного реже, чем раньше. «С укреплением религиозного начала в нашем обществе политическая конкуренция становится чище, — отметил Михаил Емельянов. — Могу сказать, что в Госдуме с 90-х годов число депутатов, которые опираются на духовные ценности в реальной политике, возросло в значительной степени. В 90-е­ годы тот разговор, который мы с вами ведём сейчас, был бы невозможен — нас бы просто никто не понял!»

Между тем многие «реалисты» по сей день считают: рассуждения о духовном — это рассуждения «не о чём». На это Михаил Емельянов поставил вопрос: почему модернизация, о которой много говорят, движется в России так медленно? «На мой взгляд, дело в том, что нет духовной составляющей модернизации. В Иране, например, провели модернизацию под символами ислама. А у нас сегодня нет потребности служения друг другу, без которого ни одна модернизация не идёт, — убеждён депутат. — Такое служение в России невозможно стимулировать только материально, без опоры на духовные смыслы, на православие».

Участники беседы единодушно согласились со словами Святейшего Патриарха Кирилла, посвящёнными политической конкуренции в современной России, которые он сказал, выступая 22 января в Госдуме. Предстоятель считает, что в обществе, традиционном для России, политические партии должны конкурировать «не в смысле противопоставления различных ценностей… а в смысле их гармонизации, одновременного осуществления, воплощения в конкретных политических действиях и законодательных актах». «Вот поле для политического плюрализма, потому что не могут люди одинаково мыслить: и по образованию отличаются, и по культуре, и по традициям, и, действительно, по политическим предпочтениям», — подчеркнул патриарх.

Правда как залог будущих побед

В свою очередь, иерей Владимир Соколов напомнил и другой важный посыл патриарха: впервые с парламентской трибуны было сказано, что сфера политики — это надстроечная сфера. Базисная — это сфера ценностей, и этот базис ни одна партия в России не должна разрушать, потому что тогда не будет России. Кстати, по мнению патриарха, нынешний состав Госдумы руководствуется именно этим принципом. И всё больше экспертов признают: ценностный базис, нравственная устойчивость общества — именно тот фундамент, опираясь на который, через какое-то время наши политические элиты смогут оказаться вне конкуренции. Почему вне конкуренции? Отец Владимир пояснил: «Потому что мы встанем перед необходимостью говорить правду. Посмотрите, как Запад сегодня разозлился на то, что Россия стала, наконец, откровенно говорить о своём отношении к событиям в Сирии, Украине, санкции вводит, атакует информационно. Но именно такая правда, а не лживые компромиссы, оживила людей по всему миру и сплотила наш народ. В противостоянии лжи происходит сегодня обновление нашей политики, которая тем самым возвращается в своё традиционное русло».

Причём возвращение России к политике нравственного начала — всерьёз и надолго. Таково мнение директора Института политики, права и социального развития МГГУ имени М.А. Шолохова Владимира Шаповалова: «Очевидно, что сегодня происходит духовное оздоровление элиты России — практически все значимые политические силы страны думают о нравственности, в этом я убеждаюсь в личных беседах. Сегодня мы очень близки к тому идеалу, когда в отношении фундаментальных ценностей все политические силы являются единомышленниками. В частности, это касается защиты национальных интересов страны и единой внешней политики».

Между тем ещё предстоит решать много противоречий. Одно из них вскрылось в ходе беседы в «Парламентской газете». Депутат Михаил Емельянов счёл конкретное предложение патриарха Кирилла вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования попыткой политического влияния: «Если Церковь станет политической силой, то утратит нравственный авторитет. Я не противник этой идеи, но считаю, что вопрос требует обсуждения». Кстати, тысячи россиян, согласные с предложением патриарха, уверены: Церковь может вмешиваться, если политические решения противоречат основам нравственного закона. «Аборт — это то, что противоречит такому закону напрямую. Более того, если я плачу налоги, то тем самым соучаствую в оплате абортов — это полностью противоречит нравственной системе христианина, — полагает отец Андрей Новиков. — Но если я не плачу налог, то нарушаю закон, не воздаю кесарю кесарево». Поэтому предложение патриарха способно вывести миллионы христиан в России из «нравственной вилки».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 458