Покров защитников Отечества

700-летие Сергия Радонежского

«Парламентская газета» представляет серию публикаций, посвящённых 700-летию преподобного Сергия Радонежского — «игумена всея Руси», как его величают на земле Русской. Имя этого удивительного святого, ставшего опорой цивилизационного развития России, почитается во всём христианском мире. Цель бесед в пресс-центре «Парламентской газеты» с участием законодателей, духовных лиц, общественных деятелей и журналистов — оживить память о житии преподобного и его близких и обсудить острые темы современности в духе завета Сергия Радонежского будущим поколениям: «Любовью и единением спасёмся».

У многих христианство ассоциируется с миролюбием. Между тем множество полководцев канонизированы Церковью как святые: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Александр Невский, Димитрий Донской, Феодор Ушаков. А такой светоч веры, как Сергий Радонежский, считался покровителем военных. О том, как соотносится заповедь «не убий» и участие в боевых действиях, говорили участники Сергиевских бесед в пресс-центре «Парламентской газеты».

Благословение на сражение

Этот вопрос — один из самых сложных мест в православной догматике. Но как считает и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов, объяснение довольно простое: «Церковь благословляет не на убийство, а на защиту Отечества. Мы просим помощи у Бога, чтобы сражение прошло с минимальными жертвами, чтобы люди с оружием проявляли милосердие к врагам».

Известно, что Сергий Радонежский благословил двух монахов, Пересвета и Ослябя, на участие в Куликовской битве. Именно Пересвет, как известно, поверг непобедимого до той поры Челубея перед самым началом битвы. И здесь есть один нюанс, который долгое время упускали из виду историки. «Челубей, как нам сегодня известно, был великим посвящённым буддийским монахом. И он первым замертво упал с коня — всё войско видело, как был побеждён непобедимый! Пересвет погиб, но погиб за Русь Святую, которой могло бы и не быть, если бы монах с оружием в руках не встал на её защиту. Недаром Церковь говорит о том, что каждый положивший душу «за други своя» сразу присоединяется к угодникам Божиим», — подчеркнул протоиерей Сергий.

Армия строит храмы

Депутат Государственной Думы, генерал армии Михаил Моисеев напомнил, что сегодня в составе Тихоокеанского флота РФ большой десантный корабль носит имя святого воина Пересвета. «Вспоминая сегодня о Куликовом поле, о Сергии Радонежском, мы ясно понимаем — его дух, дух Православия живёт не только в воинах Димитрия Донского, но и в современных защитниках Родины», — отметил генерал.

Не случайно в Российской армии так чтимы православные традиции. По словам отца Сергия Привалова, освящение знамён стало естественным ритуалом для всех силовых структур РФ, введены около 250 штатных должностей военного духовенства, строятся полковые храмы.

«Невидимая брань»

Однако есть и другие примеры — например, борьба за восстановление знаменитого храма Московского военного гарнизона в честь Сергия Радонежского на Ходынском поле. Противодействие строительству, которое, кстати, было официально разрешено, отчасти продолжилось даже в год, когда проходит празднование 700-летия Сергия Радонежского. О некоторых нюансах этого противостояния рассказал координатор общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин: «Имели место сфабрикованные соцопросы, по которым 90 процентов жителей района якобы выступали против храма. Но после того, как на митинг в его поддержку собралось более 1500 человек, власти Москвы отступили. Не думаю, что мэр Сергей Собянин был посвящён во все детали». Чемпион России и первенства Европы по боксу Владимир Носов рассказал, что зал, где он тренируется вместе с товарищами и тренирует детей, находится в непосредственной близости от московского Симонова монастыря. Ничего дурного в том, чтобы православному христианину совершенствоваться в физических упражнениях или военном деле, нет. И пример Александра Пересвета и Андрея Ослябя нам об этом напоминает сквозь века».

воины Святой Руси

Александр Пересвет и Андрей Ослябя 

Оба происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. Достигнув больших высот в военном искусстве, оба воина Христова приняли монашеский постриг и впоследствии стали послушниками в Троице-Сергиевом монастыре. Когда князь Димитрий Донской приехал к преподобному Сергию Радонежскому за благословением на Куликовскую битву, он попросил дать ему этих двух воинов, и Сергий благословил их на бой.

Пересвет выехал на бой с Челубеем не в кольчуге, а в особом монашеском одеянии — схиме. По одной из версий, это имело не только духовный смысл. Копьё татарского поединщика было на метр длиннее обычного. Из-за отсутствия кольчуги оно, пройдя сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успело вышибить его из седла, и воин-монах смог сам нанести смертельный удар непобедимому Челубею. Получив смертельную рану, Пересвет, оставаясь в седле, смог сам доехать до строя и только там умер. В Куликовской битве погиб и его брат Ослябя. Есть предание, что князь Димитрий Донской был смертельно ранен, но, надев доспехи Андрея Ослябя, выжил и повёл за собой войска.

Святые воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя похоронены в Москве, в Симоновом монастыре. Их нетленные мощи и сегодня находятся в нём — в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Адрес монастыря: ст. м. «Автозаводская», Восточная улица, 4.

Просмотров 434