Механизм бездействия

Закон и практика

Отсутствие подзаконных актов делает невозможной работу многих принимаемых нормативных документов

Согласно последним опросам ФОМ, проведённым во второй половине июля, 56 процентов соотечественников действия властей одобряют. А вот сорок — критикуют. Доверие граждан к власти непосредственно связано с действием законов, которые, с одной стороны, принимаются, а с другой — исполняются. Зачастую отсутствие необходимых подзаконных актов откладывает на неопределённый срок работу документов, уже вступивших в силу. В глазах общественности — это провал. Какой существует выход из сложившейся ситуации, разбиралась обозреватель «Парламентской газеты».

Источник повышенной опасности

Мопеды и скутеры — давняя проб­лема Госавтоинспекции. С каждым годом на дорогах их становится больше, а значит, и растёт количество дорожных происшествий. Если в 2004 году в авариях с мопедами и скутерами погибли 39 человек, то в 2012-м уже 459. Поправки в Закон «О безопасности дорожного движения», которые предусматривают выдачу водительских удостоверений специальной категории «М» для этих транспортных средств, вступили в силу в ноябре 2013 года.

Однако программы обучения водителей этого транспорта к сроку готовы не были. Лишь 9 июля этого года Министерство юстиции после прямого указания первого вице-премьера Игоря Шувалова программы, наконец, зарегистрировало. Теперь потребуется ещё несколько месяцев на различные согласования, и, возможно, только к осени автошколы начнут учить на новую категорию прав. И это спустя год после вступления закона в силу.

Как пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе Министерства образования, готовые программы ещё весной этого года были отправлены в Минюст. В пресс-службе этого ведомства нам ответили просто: «Согласование необходимых изменений заняло время». В итоге на дороги этим летом вновь выехали тысячи мопедов и скутеров, которыми управляют люди без водительских удостоверений.

- Этот закон мог бы уже полгода работать! Я считаю, что Правительство обязано должным образом отреагировать на медлительность чиновников, — убеждён заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту, член ЛДПР Александр Старовойтов. Он сетует на то, что, по мнению соотечественников, виноватыми всегда остаются те, кто законы принимает. «Когда мы устанавливаем определённые сроки для вступления закона в силу, мы эти даты не берём с потолка, — говорит Александр Старовойтов, — значит, нас заверили, что всё успеют сделать».

Старая притча — новый мотив

И это далеко не первый раз, когда законы не начинают действовать в указанный срок. Так, в 2004 году Президент РФ дал поручение разработать закон «О транспортной безопасности», который в феврале 2007 года был принят. Однако до сих пор единая государственная система контроля не работает — у РЖД есть только нормативные акты МВД, в которых не регламентирован порядок работы инспекторов досмотра. «Рамками металлоискателей оборудована большая часть вокзалов, однако проверка пассажиров либо не производится, либо проходит выборочно и формально, потому что по действующему законодательству на железной дороге она осуществляется на добровольной основе самих пассажиров», — рассказывает глава Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков.

Известны и другие законодательно-исполнительные казусы по части транспорта. Например, чтобы заработал новый закон о техническом осмотре автомобилей, необходимо было принять или внести изменения в 17 нормативных актов. Они не были подготовлены в срок, на закон был наложен мораторий на весь 2012 год, и до 2013-го на дорогах России ездили тысячи автомашин в ненадлежащем техническом состоянии.

Почему так происходит?

Андрей Порфирьев

сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», адвокат:

- Примеров, когда закон существует лишь на бумаге, не один и не два. С ситуацией пытается бороться и кабинет министров. 8 октября 2012 года были внесены специальные изменения в Регламент Правительства, в соответствии с которыми подзаконные акты, предусмотренные многими законопроектами, стали разрабатываться одновременно с прохождением закона в Государственной Думе. Если проект внесён самим Правительством, ведомства сразу могут начинать работу над актами. В случае если инициаторами являются депутаты, это происходит после утверждения во втором чтении.

Однако, как показала весенняя сессия Государственной Думы, между вторым и третьим чтением зачастую проходят считаные дни, а нередко и часы. Адекватный срок вступления закона в силу мог бы компенсировать нехватку времени на разработку дополнительных документов. Кроме того, не стоит забывать, что заместитель председателя Правительства порой должен дать поручение подготовить подзаконные акты не одному ведомству, а межведомственное согласование также требует временных ресурсов.

На мой взгляд, исправить ситуацию может следующее: необходимо обязать инициаторов вносить список необходимых подзаконных актов с их кратким содержанием наравне с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием. На региональном уровне, например в Москве, это является правилом, тогда как на федеральном — факультативом. Те, кто принимают законы, могли бы заранее понимать, какова сложность исполнения, оценивать сроки. Кроме того, это позволило бы изменить положение дел, когда на подзаконный уровень относят то, что можно было бы сразу прописать в самом законе.

«Мы часто отправляем законы на доработку именно потому, что отсутствует ясно обозначенный механизм действия. К уже утверждённым документам приходится возвращаться и вносить поправки по этой же причине», — рассказывает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Едалов. Сенатор убеждён, что схема реализации должна чётко прописываться в самом законе, тогда и проблем с исполнением не будет.

Просмотров 295