Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Театр уехал. А чудо осталось

Год культуры-2014

26.06.2014 21:53

Зачем регионам нужны гастроли

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова и художественный руководитель Детского музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян обсудили, каким быть закону о культуре в Российской Федерации. - Чего от этого закона ждут деятели культуры? Каким его видят законодатели?

Людмила Бокова: Законотворчество — это особая плоскость. И не всегда всё, что мы называем творчеством, можно законодательно закрепить.

Георгий Исаакян: В прошлом сезоне наша балетная труппа летала на Сахалин. И в Южно-Сахалинске дети впервые в своей жизни пришли на классический балет «Щелкунчик». Надо было видеть их реакцию! Они приходили на сцену, дотрагивались до артистов, декораций, как до какого-то чуда… Я бы предпочёл видеть этот закон как некий свод правил, норм и регламентов, не дающих возможности местной власти слишком вольно обращаться с культурными институтами, например сокращать количество театров. В регионе их должно быть определённое количество, как и музеев, и художественных школ. Ведь Конституция гарантирует равный доступ всех граждан страны к культурным богатствам.

- Георгий Георгиевич, вы представляете уникальный детский музыкальный театр. Сколько таких театров, с вашей точки зрения, должно быть у нас в стране?

Г.И. Как можно больше. Сеть детских юношеских театров, ТЮЗов уже создана за 70-летнюю историю Советского Союза, и её надо сохранить. Опыт нашего Московского академического детского музыкального театра трудно тиражируем, у нас большой оперный театр. В СССР летний период был временем активных гастролей, мы часто путешествовали, в том числе и в отдалённых регионах. К примеру, Малому театру или БДТ не зазорно было поехать с гастролями в республики Средней Азии или Закавказья. А сегодня… я ищу деньги, ищу спонсоров, ищу поддержку в министерстве, договариваюсь и еду на Южный Сахалин. Но в принципе я могу этого не делать. Нет обязательств. А я хочу, чтобы такие обязательства у нас были.

- Людмила Николаевна, можно вот этот аспект урегулировать законом?

Л.Б. Можно и нужно урегулировать такое понятие, как «культурный минимум». Этот минимум прописан в законе многих государств, в том числе и стран СНГ. В законопроекте о культуре, который сегодня внесён в Государственную Думу, этого пока нет. И вполне логично, что документ нужно дорабатывать. Плюс ещё, разумеется, у нас существует Гражданский кодекс, Административный кодекс, закон о лицензировании, закон об антиквариате — всё это тоже так или иначе касается культуры и нужно эти документы корректировать. То есть масштабы работы очень большие.

- Людмила Николаевна, в чём, на ваш взгляд, плюсы проекта закона о культуре?

Л.Б. Плюсов немало. Подчеркну, что наряду с новым в проекте прописаны вещи, которые не надо изобретать, они уже существуют и их не стоит терять. Например, такое понятие, как «государственная культурная политика». Я считаю, что роли государства в культуре должно быть больше. А его основная задача — разработать конкретные механизмы по продвижению культуры в регионы по всей стране.

- Георгий Георгиевич, как вам кажется, что из мирового опыта нам необходимо учесть?

Г.И. Допустим, во Франции есть особое направление в культурной политике — поддержка нового искусства. Для того чтобы в культуре появлялись новые имена, чтобы возможно было поддержать новые художественные течения, существует система грантов. Традиционно театры с большой неохотой «вступают» на территорию нового искусства. Зачем брать молодых авторов, новых постановщиков, если есть старые, проверенные? Классика — гарантированный успех, заслуженный артист — это имя и репутация. Вот здесь со стороны государства необходима политика регулирования — гранты, которые поддержат молодых творцов.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 476