Неделя Федерального собрания

Неделя Федерального собрания

Выступление председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на III Международном парламентском форуме в Москве

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Искренне рад приветствовать всех вас в Москве. Два предыдущих московских международных парламентских форума проходили у нас в конце года. Не буду скрывать, так мы планировали сделать и в этом году. Но исходя из непростой ситуации в международных делах, из-за украинского конфликта и искусственно выставленных барьеров на пути его обсуждения — мы созвали этот форум уже сейчас в июне.

Необходимость нашей встречи подтверждает даже число участников. Оно в этом году рекордное. Приехали более 250 гостей более чем из 71 страны мира. Приехали, несмотря на беспрецедентные попытки ограничить не только свободу информации, но и сам парламентский диалог.

Вы знаете, именно в этот драматический момент наша делегация лишена голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы, будто это не демократическая, а какая-то иная организация, репрессирующая несогласных. А на целый ряд российских депутатов дополнительно наложили ещё и так называемые персональные санкции, что противоречит принципам парламентской демократии и нарушает фундаментальные права и свободы человека.

Поэтому сегодня мы будем максимально откровенно говорить о новых измерениях парламентского диалога с учётом накопившихся проблем: от качества диалога с оппозицией до угроз международному праву, рождённому из уроков двух мировых войн.

Мы видим, как в результате многолетнего одностороннего диктата на грани кризиса оказались и международное право, и система соответствующих институтов, без которых нормы права эффективно работать не могут. Постоянные попытки подмять других под себя и заставить обслуживать единственный центр силы даром не проходят.

Так называемая североатлантическая солидарность уже дошла до абсурда. А великие европейские страны, некогда определявшие всю мировую политику, теперь растрачивают былое влияние, повинуясь чужим указаниям. Да и курс, которому они вынуждены следовать под диктат из-за океана, крайне сомнителен. Его цена измеряется не просто экономическими кризисами, но уже сотнями тысяч человеческих жизней в разных регионах планеты.

Не скрою, хотел услышать ваше мнение и в связи с тем, что уже послезавтра парламентская делегация России примет участие в заседании Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Баку. На этой площадке у нас будет возможность изложить свою позицию, в том числе в рамках рассмотрения острейшего украинского вопроса.

Подчеркну: после объявленного на Украине временного перемирия и первой встречи представителей сторон конфликта, а также России и ОБСЕ забрезжил свет в конце тоннеля. Но этим обнадёживающим шагам предшествовали карательные удары украинской армии и неконституционных вооружённых формирований, унесшие многие жизни мирных граждан; зверства в Одессе и другие преступления с нацистской подоплёкой; гонения со стороны украинских властей на политических оппонентов и журналистов.

Кстати, всё это могло случиться и на Крымской земле, если бы её жители не приняли своевременное, однозначное и демократически оформленное решение о воссоединении с Россией. Более того, именно Крым стал бы первой мишенью.

Добавлю, что драматические события на Украине рельефно высветили современные угрозы общеевропейской и всей международной безопасности, требуя адекватной реакции от нас всех. Почему?

Во-первых, украинский кризис очень напоминает потрясения в других регионах мира, включая события так называемой арабской весны. Месяц назад я говорил об этом сходстве и в своём письме председателю Парламентской ассамблеи Совета Европы. И спрашивал: сколько ещё таких майданов, по её мнению, может быть спровоцировано, но уже в Европе? Ведь все «цветные революции» в разных частях света объединяет не только логика развития самих конфликтов — с шаткостью центральной власти, легко попавшей под влияние радикалов, но также их изначальная и беззастенчивая подпитка извне: политическая, медийная, организационно-финансовая и даже военная.

Во-вторых, многие члены украинского парламента — Верховной рады пошли на то, чтобы прикрыть государственный переворот своим авторитетом. Да, не обошлось без давления и простого человеческого страха, но такое поведение парламентариев сделало кризис ещё более глубоким. И вовсе не случайно новоизбранный украинский президент Пётр Порошенко поспешил высказаться за досрочные перевыборы Верховной рады, сославшись на стремление общества к «полной перезагрузке власти».

Между тем после февральского переворота именно Рада оставалась единственным общеукраинским органом власти, чью легитимность при всех оговорках было сложно отрицать. Однако как же наши украинские коллеги этой легитимностью распорядились?

Началось с запугивания тех депутатов, позиция которых не нравилась лидерам майдана и вооружённым отрядам «Правого сектора». Некоторые из них до сих пор не могут появиться в зале заседаний, другие перед лицом разъярённых боевиков голосовали, как им укажут. Такие условия, мягко говоря, не помогают нормальному течению парламентских дискуссий.

Д алее. Одним из первых решений Верховной рады после переворота стала отмена закона о языках. Тем самым пришедшие к власти сразу противопоставили себя миллионам сограждан, говорящих на русском, крымско-татарском, венгерском и многих других языках. Отдадим должное разуму и ответственности тех депутатов, кто проголосовал против этого разрушительного для Украины документа. Они отстояли для истории честь украинского парламента, хотя репутацию действующего созыва Рады спасти не смогли. Да, в конце концов отмена закона не состоялась, но это произошло только после протестов русскоязычного населения Украины, а также международного осуждения.

Принятые в «революционном запале» решения расшатали всю правовую систему Украины и фактически уничтожили судебную власть, ведь правых и виноватых стали назначать во внесудебном порядке. Наконец, самым страшным и окончательным «приговором» для действующего созыва Рады следует считать поддержку карательных операций на юго-востоке Украины.

В итоге украинский парламент упустил шанс стать площадкой для общественного диалога. В этой стране слишком долгое время целые фракции специализировались на том, чтобы блокировать трибуну и ломать микрофоны в зале заседаний парламента. Следуя такой, с позволения, «парламентской традиции», агрессивное меньшинство и радикалы, не побеждавшие ни в одной законной избирательной кампании, пришли к власти с оружием в руках.

Президентские выборы на Украине и только начавшийся, ещё очень хрупкий процесс диалога могут породить ложные представления об отсутствии угрозы неонацизма. Да, поражение на выборах прямых наследников Бандеры — это в любом случае хорошо. Но явно недостаточно. Ведь влияние радикалов на украинскую политику гораздо выше, чем их результаты на выборах. Они были ударной силой майдана и государственного переворота, и они несут прямую ответственность за жестокие преступления в Киеве, Одессе, на востоке страны. И отношение украинской элиты к ним — то снисходительное, то благодушное — показывает, что опасной идеологией заражены даже внешне респектабельные политики.

И это закономерный итог — взгляните, что долгие годы писали в украинских учебниках и кому ставили памятники. Несколько лет назад позапрошлый президент Украины Ющенко посмертно отметил пособников Гитлера высшими государственными наградами. То решение вызвало негодование многих, но было признано незаконным и окончательно отменено только при президенте Януковиче.

Жаль, что многие европарламентарии, которые ещё недавно публично указывали на эту украинскую проблему, вдруг замолчали. Молчат и глобальные средства массовой информации. Как будто все мы разом оказались по разные стороны непроницаемой стены, возникшей посреди некогда единого информационного пространства…

Неужели общего исторического опыта недостаточно, чтобы понять: под флагом пособников Гитлера не построишь демократическое государство?

В отличие от фальсификаций подлинная история и её уроки не раскалывают, а объединяют. Так, 6 июня Европа и весь мир следили за мероприятиями, посвящёнными 70-летию высадки союзников в Нормандии. В тот день историческая память дала возможность мировым лидерам встретиться и обсудить непростые современные вопросы.

А 22 июня в Бресте мы — представители стран Содружества Независимых Государств — вспоминали о событиях начала Великой Отечественной войны и вспоминали о тех, кто защищал и спас наше Отечество и Европу, весь мир от нацизма. Общая память жива, и она не даст исказить прошлое.

Завершая, хочу ещё раз сказать: парламентарии России не устанут поднимать вопросы, о которых я говорил сегодня. И я рад, что позиция законодателей получает высокую поддержку у граждан нашей страны. Уверен, что нас слышат и понимают думающие люди и в других странах.

Благодарю за внимание и желаю Третьему Московскому международному парламентскому форуму успешной работы.

26 июня 2014 года

справка

I Международный парламентский форум, организованный по инициативе Государственной Думы, состоялся в Москве 10 декабря 2012 года, 25 стран мира представляли более 200 участников и гостей. В работе форума приняли участие депутаты, сенаторы, главы региональных законодательных собраний, представители Администрации Президента и Правительства России, Общественной палаты, руководители и депутаты иностранных парламентов, представители парламентских организаций и непарламентских партий, правоведы и политологи.

На первом форуме обсуждались вопросы укрепления институтов представительной демократии, их взаимодействие с гражданским обществом, совершенствование правотворческой деятельности и правоприменительной практики, а также проблемы евразийской интеграции и развития парламентаризма на пространстве СНГ. На его открытии председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин подчёркивал, что в России идут активные процессы общественно-политической модернизации и Госдума вышла на новый этап своей деятельности, который характеризуется укреплением межфракционного диалога и широким использованием независимой экспертизы. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что развитие российского парламентаризма невозможно без укрепления доверия граждан: «Именно на достижение этого направлена политическая реформа, положения которой сформулированы в ряде законов».

II Международный парламентский форум состоялся 14 ноября 2013 года и собрал уже 400 участников из 30 стран мира. 2013 год был юбилейным для Конституции. «Наша новейшая история даёт яркий пример того, как принятие Конституции и демократические выборы в парламент могут вывести общество из острого политического кризиса», — сказал Сергей Нарышкин. В свою очередь, Валентина Матвиенко обратила внимание, что в ХХ веке наибольших успехов в своём развитии добились государства, политические системы которых основаны на демократических ценностях.

Участники форума говорили о важности межпарламентского взаимодействия и парламентской дипломатии в современном мире. На форуме традиционно проходят заседания секций, на которых обсуждают роль демократических ценностей, вопросы законотворчества, механизмы преодоления экономических кризисов, развитие избирательных систем. В прошлом году в рамках форума прошла молодёжная конференция на тему «Молодёжь, парламентаризм и евразийская интеграция».

Просмотров 535