Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Кого зовёт Родина-мать

Культурное наследие

26.06.2014 21:04

Копия головы знаменитой скульптуры находится в Москве

Бетонная голова женщины возвышается над забором дома на Тимирязевской улице. Лицо облупилось от времени, тут и там видна арматура. Изваяние почти скрыто зеленью деревьев, можно пройти и не заметить. Развевающиеся волосы. Открытый, словно в крике, рот… Да это же Родина-мать! Та самая, что стоит на Мамаевом кургане в Волгограде. Но почему эта голова находится здесь, на участке земли, зажатом между зданием префектуры и кадетским корпусом?

Когда-то здесь был дачный посёлок, но Москва разрасталась. И вот теперь среди многоэтажек — островок, где деревянные развалюхи соседствуют с шикарными коттеджами. Особняком — загадочный дом со скульптурами во дворе. Обхожу забор по периметру. И вижу перед собой ещё одну огромную голову — Ильич! Интернет выдаёт, что по этому адресу находится музей-усадьба скульптора Е.В. Вучетича. Но ни таблички, ни касс нет. В пресс-службах Департамента культуры Москвы и Министерства культуры России ответили, что такого музея в их ведении не числится. И даже удивились: «С чего вдруг вы заинтересовались Вучетичем?»

Скульптор умер 40 лет назад. А его творения продолжают жить своей жизнью. И у многих непростая судьба. Демонтированный с Лубянской площади памятник Дзержинскому нашёл пристанище в парке «Музеон». А горельеф в павильоне ВДНХ сначала изменили в 1956 году, затерев профиль Сталина, а в 1990-е и вовсе зашили фанерными листами. И вот в 2014-м горельеф снова «нашли» во время реконструкции.

Но почему макеты скульптур Вучетича и неоконченные монументы стоят никому не видные? Кто хранит их? В Академии художеств мне объяснили, что в доме живёт вдова знаменитого советского монументалиста. Но гостей по состоянию здоровья принимает редко. Я позвонила Вере Владимировне Вучетич, чтобы узнать, открыта ли усадьба для посетителей.

- Музей существует! — уверила она меня, — но я не хочу превращать дом в проходной двор. Долгие годы я в одиночку сохраняю наследие дорогого мне человека. Мне никто не помогает, но вы не думайте, я помощи не прошу и пороги не обиваю.

Вере Владимировне пороги оби­вать не надо. К ней сами должны прийти и предложить помощь представители ведомств, отвечающих за сохранение культурного наследия. Ведь работы Вучетича — национальное достояние России.

О том, почему этого не происходит, читайте в ближайших номерах «Парламентской газеты».

Справка

Евгений Вучетич — выдающийся советский скульптор-монументалист.  часть его работ посвящена тематике Великой Отечественной войны. Наиболее известны историко-мемориальные ансамбли «Воинам Советской армии, павшим в боях с фашизмом» в Берлине, «Героям Сталинградской битвы» в Волгограде, монумент «Перекуём мечи на орала» в Нью-Йорке.

 

Архив

В 2004 году вдова скульптора в интервью нашему изданию рассказала о жизни и творчестве своего мужа.

- Вера Владимировна, неужели все эти годы никто не интересовался домом Вучетича?

- Все эти годы я живу здесь сама по себе. Делаю всё, чтобы сохранить творчество своего мужа. Если бы я сидела сложа руки, то дом уже давно бы развалился. В 1950 году государство дало разрешение на строительство этого особняка на Тимирязевской улице. Раньше там была строительная свалка. Если вам интересно, то особняк был построен на гонорар, полученный за памятник в берлинском Трептов-парке. Так вот, когда Евгений Викторович умер, даже стены ещё не были оштукатурены. Вокруг дома вся территория была заполнена строительными материалами. Надо было территорию очистить. За всё это я взялась сама. И все тридцать лет продолжаю заниматься нашим домом.

- Если бы не вы, что могло бы стать с подлинниками скульптур Вучетича?

- Я в своё время работала в Комитете по делам искусств (сейчас Министерство культуры). И хорошо представляла схему, по которой приобретённые вещи умершего архитектора или художника потом распространяются. Их обычно распределяли по музеям всего Советского Союза. И мне страшно теперь представить, что бы сейчас было с ними — в неотапливаемых музеях вновь образованных государств, в складских помещениях… Я счастлива, что сохранила все подлинники, оставив их у себя.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2578