Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Плохая кампания

Социум

03.04.2014 18:36

С 1 апреля почтовая сеть повысила тарифы на подписку

В результате из-за отмены субсидий «Почте России» тарифы на доставку прессы подписчикам выросли в полтора-два раза. Таким образом, пожилые люди и жители провинции рискуют лишиться какой-либо альтернативы федеральным телеканалам и районным газетам, а информационное поле страны реально может ужаться. Несмотря на то что «Почта России» сохранит скидки на доставку газет некоторым изданиям, от роста цен это всё равно не спасёт.

Информационный занавес

Как известно, подписная стоимость складывается из двух частей: редакционной цены на газету или журнал и тарифа «Почты России» на доставку до почтового ящика подписчика. Начиная с кризисного 2008 года по просьбе издателей и распространителей государство ежегодно перечисляет «Почте России» три миллиарда руб­лей. Это позволяло держать подписной тариф на уровне 2008 года. Тогда эта сумма покрывала все убытки, связанные с доставкой, а сейчас из-за инфляции она составляет, как утверждает почта, лишь половину от её потерь. Теперь же от «Почты России» потребовали стать коммерческой структурой и — отменили дотации вообще.

Заместитель главного редактора «РБК Daily» Пётр Кирьян рассказал «Парламентской газете», что из разговора с издателями выяснилось: стоимость полугодовой подписки по новым тарифам может составлять от 500 до 1000 руб­лей. Он отметил, что у деловых газет общенациональная подписка не очень большая. На них в основном подписываются в Москве, и доставка осуществляется не только «Почтой России», но и коммерческими операторами. «Я подозреваю, что региональная пресса, которая дотируется местной администрацией, просто включит эту доставку в дотации. Если же это федеральные газеты, конечно, их читателям придётся решать — готовы ли они подписываться по новым ценам или нет», — сообщил Пётр Кирьян.

А вот главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин считает, что институт подписки не выдержит скачка цен даже в два раза. «Думаю, что от нынешнего уровня останется примерно 10-15 процентов. У «КП» в зависимости от региона по подписке распространяется 15-20 процентов тиража. На ежедневный выпуск (1314 рублей за шесть месяцев) подписаны около 150 тысяч читателей. А доставка составляет половину цены».

В прошлом году по подписке в России было доставлено более одного миллиарда газет и журналов, а это — почти 40 процентов всех тиражей печатных изданий страны. Увеличение стоимости доставки скорее всего спровоцирует сокращение тиражей. А падение тиражей, в свою очередь, потянет за собой сокращение газетчиков, распространителей, полиграфистов. По приблизительным подсчётам — до миллиона человек.

Для многих читателей в далёких от райцентров посёлках, где прессу не продают в розницу, такое резкое прекращение субсидирования «Почты России» будет означать просто-напросто информационную блокаду.

Вне конкуренции

По данным региональных СМИ, стоимость доставки может достигать 230 процентов — с нынешних 122 рублей до 282 рублей за полугодие. Например, на «Тюменские известия» она увеличится в два раза — до 1086 рублей, на «Тагильский рабочий» — на 170 процентов, на газету «Искра» в Пермском крае — на 130 процентов: читателю она обойдётся в 651 рубль вместо нынешних 406 рублей.

Но если газета с доставкой будет стоить дороже, чем в розницу, то институт подписки будет убит. А ведь издательские дома объявляют социальные подписки для пенсионеров, другие льготы. Это не всегда экономически выгодно, но тем не менее это часть издательской политики. Все стараются привлекать молодых читателей и поддерживать читателей-пенсионеров, которые не могут позволить себе потратить лишний рубль. А альтернативных коммерческих агентств в некоторых регионах вообще нет. Почта является монополистом в этой сфере.

Услуги «Почты России» у подписчиков более востребованы, чем услуги агентств. Большинство подписчиков составляют в основном пожилые люди: необходимо, чтобы газету доставляли прямо до почтового ящика и по приемлемой цене, поэтому услуги почты предпочтительней.

Доказательств этому немало. Например, в феврале более половины тиража одного известного издания в Ленинградской области (3824 из 6400 экземпляров) было распространено именно через «Почту России». При этом на два агентства, которые занимались распространением этой газеты, пришлось 840 экземпляров и 352 соответственно. Несмотря на то что альтернатива в виде коммерческих подписных агентств где-то всё-таки существует, «Почту России» печатным СМИ частные компании заменить не могут. Возможно, издатели будут искать какие-то альтернативные пути. Например, сейчас активно обсуждают вариант электронной подписки на электронные же версии газет.

Не достать из-под земли

В пылу борьбы с нелегальными ларьками полегло и несколько тысяч газетных палаток. Однако столичное правительство утверждает, что сеть киосков печати необходимо сохранить. Правда, сделать их хотят современными и многофункцио­нальными. Чтобы и ­Wi-Fi, и платёжный терминал, и кофейный автомат. А это означает, что тем, кто будет модернизировать свой киоск, придётся раскошелиться. Стоимость оборудованного ларька достигает 700-800 тысяч рублей.

В прошлом году власти даже предлагали помощь тем предпринимателям, которые не могли поменять киоск самостоятельно. Но сейчас бизнесмены опасаются, что установить новинки попросят и тех продавцов печатной продукции, которые уже обновляли свои киоски. Так что уйти с рынка, не потянув затрат, может огромное количество предпринимателей.

На печать давят не только сверху, но и в буквальном смысле из-под земли. ГУП «Московский метрополитен» вдвое повысил стоимость аренды мест под газетные автоматы. Поэтому и владелец этих устройств ООО «Газетные автоматы» был вынужден увеличить стоимость месячной аренды одной ячейки на 25 процентов — до 3400 рублей.

Причина двукратных аппетитов самого метро непонятна. В 2012 году чистая прибыль предприятия составила 5,5 миллиарда рублей, а в 2013 году, финансовый отчёт за который ещё не опубликован, цены на проезд изменились только в большую сторону.

С 1 марта цены печатной продукции в автоматах уже выросли в среднем на пять рублей. Увеличение стоимости аренды ячейки произошло и 1 апреля. Так что перед покупателем обязательно встанет дилемма: приобрести товар по возросшей цене либо оказаться в ужатом информационном пространстве, отказавшись от прессы.

мнение законодателя

Александр Торшин

первый заместитель председателя Совета Федерации:

- Распространение печатных изданий по подписке является для многих россиян реальной возможностью получать объективную информацию о событиях в стране. Не думаю, что корректно говорить сегодня о том, что на фоне телевидения, интернет-изданий газеты «вымирают». Сразу вспоминается фильм «Москва слезам не верит», где телеоператор утверждал, что не будет ни театра, ни газет — одно сплошное телевидение. Понятно, что ТВ или Интернет имеют огромную аудиторию, но формат газеты по-прежнему востребован жителями, особенно в глубинке. Это особый канал подачи информации, и о его «отмирании» речь сегодня не идёт.

В этом смысле возможная отмена госсубсидий «Почте России», позволяющих не повышать цены на подписку, представляется тем действием, которое надо «семь раз отмерить», прежде чем «отрезать». Поддержка государством института подписки гарантирует сегодня выживание многим региональным СМИ и позволяет избежать серьёзных убытков массовым федеральным изданиям. Но главное — это позволяет людям на местах получать информацию о событиях в стране и мире и оценивать её с разных точек зрения.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 498