Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Муниципалитеты готовятся к реформе

Местное самоуправление

03.04.2014 18:13

Сити-менеджеры появятся во всех крупных городах страны

Муниципальные органы власти могут быть серьёзно реформированы. В марте этого года в Государственную Думу поступил законопроект, который предусматривает отмену выборов мэров в городах с районным делением. Теперь во властные структуры смогут попасть только те политики, которые пройдут через районные выборы.

Сити-менеджеры получат канализации

Двухуровневую модель организации местного самоуправления предлагается распространить на городские округа. Для этого вводятся два новых вида муниципальных образований: внутригородской район и городской округ с внутригородским делением. Прямые выборы предусмотрены только на первом уровне, и избираться теперь будут только районные депутаты. Из своего состава они подберут главу района и делегируют своих представителей в окружную думу. Депутаты окружной думы направят своих представителей в городскую думу, а там в одном лице выберут главу города и председателя представительного органа власти. В заключение специальная комиссия определится с сити-менеджером и подпишет с ним трудовое соглашение на несколько лет.

В России насчитывается 22 800 муниципальных образований и сити-менеджеры работают уже примерно в 20 процентах муниципалитетов. Во многих из них такая модель организации местного самоуправления показала эффективность. Сити-менеджеры контролируют уборку улиц, благоустройство города, ремонт коммуникаций. Если на эту должность приходит человек с управленческим опытом, то считай, что людям повезло. Бюджетных денег на поддержание городского хозяйства хватает и крупных нареканий от жителей в адрес сити-менеджеров пока не зафиксировано.

Мэры потеряли доверие

Гораздо хуже, если свою должность сити-менеджеры рассматривают как трамплин в большую политику. В этом случае они быстро отрываются от хозяйственных дел. Города, где работают такие «сити-руководители», хорошо видно с первого взгляда. На улицах грязь и мусор, в местном парламенте регулярные скандалы, а на экране телевизора постоянно мелькает глава муниципалитета с очередными обещаниями.За прошедшие несколько лет у системы сити-менеджеров накопилось немало сторонников и противников. Некоторые эксперты полагают, что человек на эту должность должен избираться на прямых выборах, но чем меньше муниципалитет, тем проще людям проконтролировать работу главы местной администрации.

По итогам анализа материалов Всероссийского съезда муниципальных образований авторам реформы местного самоуправления стало очевидно, что власти крупных городов, избранные населением, совсем потеряли связь с людьми и нижестоящими чиновниками районного уровня. Они отмечают, что в крупных мегаполисах население вообще не контролирует муниципальную власть. Часто чиновники просто разворовывают бюджетные деньги, и всё это сопровождается громкими коррупционными скандалами.

Даже избранный мэр не чувствует перед людьми ответственности. Все знают, что многим руководителям города эта должность помогает решать вопросы по бизнесу. Они занимаются сомнительной приватизацией или «отжимают» земельные участки в хорошем месте для строительства жилой недвижимости экономкласса. Возведение бизнес-центров многих уже давно не интересует. Гораздо выгоднее построить новый квартал и продать его городу под расселение ветхого жилья. Чтобы всё прошло гладко, главе администрации нужно всего лишь заручиться поддержкой нескольких депутатов, которые будут отбивать нападки оппозиции на заседаниях городской думы.

С вещами на выход

Авторы законопроекта считают, что в результате реформы муниципальная власть станет ближе к людям. Доверие простых граждан к власти повысится, а наиболее успешным, авторитетным и активным станет проще избираться в представительные органы. Эти люди смогут сделать работу органов самоуправления более эффективной, и благодаря этому решится много наболевших вопросов финансирования. Например, сократится зависимость муниципалитетов от банковских кредитов. Все знают, что связанные с банкирами муниципальные чиновники берут слишком много кредитов. Многие города и так уже находятся в предбанкротном состоянии, и если проблему не решать, то всё это кончится финансовым кризисом федерального масштаба.Кроме того, смысл поступившего в Госдуму законопроекта связан с очередным этапом реформирования политической системы страны. Отмена выборов муниципальных депутатов и глав администраций российских городов приведёт к повышению роли самого низшего звена в политической системе страны, которое в последние два десятилетия никто и никогда не воспринимал всерьёз.

Попадание в парламент внутригородского района откроет для депутата огромные перспективы. От его голоса будет зависеть прохождение коллег в муниципальную думу и даже избрание главы города. Не случайно у реформы МСУ возникло огромное количество противников, потому что многие нынешние депутаты, которые по несколько сроков «работают» в городских думах и решают частные вопросы, через небольшие поселковые выборы никогда не пройдут.

мнения

Виталий Шуба, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

- Я бы не сказал, что это реформа. Президент в своём Послании Федеральному Собранию 12 декабря эту тему озвучил и сказал, что нам необходимо сделать муниципальную власть более доступной и более прозрачной. На мой взгляд, нужно не только менять механизм выборов руководителей местного самоуправления, но и на уровне больших городов и муниципальных районов пересматривать структуру городских округов.

В законопроекте предлагается следующий механизм избрания власти, например, для такого города, как Иркутск: избираются на уровне округов депутаты, далее идёт делегирование в городской совет, избирается председатель и избирается сити-менеджер. В этой ситуации появляется влияние региональной власти. Конечно же исполнительная власть будет больше влиять на действия сити-менеджера или главы администрации муниципального образования.

По плану сейчас законопроект рассматривают регионы. Они подготовят свои предложения. Затем в Государственной Думе в первом чтении его будут рассматривать. Потом его снова в регионы направят, чтобы собрать предложения субъектов Российской Федерации, потому что внутри закона содержатся нормы, согласно которым регионы должны будут потом принять свои законы для развития системы местного самоуправления.

Александр Вайнберг, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

- Законопроект открывает возможность создания реального, полноценного самоуправления на уровне городского района, повышения доступности представителей местной власти для населения.

Важно найти механизм повышения гражданской активности на местном уровне, найти баланс между объёмом ответственности муниципальной власти и ресурсами местных бюджетов, а также более эффективную модель управления территориями в целом.

Заключительным шагом в создании прочной ресурсной основы деятельности муниципалитетов должны стать поправки в бюджетные и налоговые законодательства для определения финансовых источников, необходимых для реализации муниципалитетами своих полномочий.

Вячеслав Тимченко, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, председатель Всероссийского совета местного само­управления:

- Развитие местного самоуправления возможно только при комплексном решении трёх блоков вопросов, требующих законодательного регулирования. Это институциональные основы местного самоуправления, вопросы разграничения полномочий между различными уровнями власти и долгосрочные финансовые источники реализации всех полномочий. Внесённый законопроект направлен на решение первого блока вопросов и устранение существующего пробела двухуровневой системы местного самоуправления. Законодательным собраниям субъектов РФ совместно с муниципальными образованиями предлагается выработать и законодательно закрепить критерии и принципы включения существующих городских округов в категорию городские округа с внутригородским делением. Только в рамках субъекта, учитывая особенности географического, социально-экономического состояния, можно принять эффективное решение о целесообразности перехода того или иного муниципального образования в данный вид. Там, где нет такой потребности, всё останется в рамках ранее существовавших правил.

Работа по законодательному регулированию двух других блоков проб­лем будет продолжена. В ближайшее время соответствующие законопроекты могут быть внесены в Государственную Думу.

опыт регионов: Саратов

Вопросов больше, чем ответов

В декабре 2013 года Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости реформировать систему местного само­управления. В Госдуму уже внесены поправки в соответствующий закон. Одна из основных задач реформы МСУ - приблизить местную власть к избирателям.

Вот так прокомментировал законодательные новации член Совета Федерации от Саратовской области Михаил Исаев:

- То, что местное самоуправление нуждается в реформе, сомнений не вызывает. Сегодня у людей зачастую нет возможности быстро получить необходимую поддержку того депутата, за которого они голосовали и на чью помощь рассчитывали, да и в целом система взаимодействия с властью на местном уровне остаётся не всегда оперативна и доступна.

Однако, на мой взгляд, в проекте реформы остаются неясности, в том числе в таком важнейшем вопросе, как межбюджетные отношения всех уровней власти в регионе.

Как предполагают инициаторы реформы, она не потребует каких-либо дополнительных средств, а между тем, чтобы обеспечить исполнение полномочий увеличившегося депутатского корпуса и возросшего числа сотрудников исполнительной власти в районе, нужно будет иметь соответствующий бюджет. Кроме того, крупным городам, областным центрам придётся решать хозяйственные вопросы и на общегородском уровне, в первую очередь по обеспечению деятельности муниципальных предприятий, обслуживающих, например, инженерные коммуникации, места отдыха, городские магистрали и другие необходимые для города инфраструктурные объекты. Бюджетные вопросы пока остались не прописанными в проекте закона, а, по моему мнению, именно бюджетная составляющая является причиной большей части проблем на местном уровне. Считаю, что проект требует широкого обсуждения именно в муниципалитетах. И нам, как законодателям, надо прислушаться к мнению тех, кто там живёт и работает.

Глава Саратова Олег Грищенко выразил свое мнение по данной законодательной инициативе:

- В крупных городах предлагается создать внутригородские муниципальные образования в пределах границ городских районов. К ним отойдут некоторые вопросы местного значения. Предположительно в их полномочия будет входить решение наиболее близких к населению вопросов, скорее всего речь пойдёт о полномочиях в сфере благоустройства.

Таким образом, в результате реформы в Саратове сформируется шесть внутригородских муниципальных образований (по числу районов города), которые будут иметь свои представительные органы. Городская дума, в свою очередь, будет формироваться из районных депутатов, а главу города будут избирать депутаты из своего состава. Администрацией по-прежнему будет руководить сити-менеджер, назначаемый на конкурсной основе. По моему мнению, вносимый проект вызывает очень много вопросов. И первый из них - по поводу возникновения представительных органов в каждом районе. С одной стороны, депутаты районного звена будут ближе к населению, значит, будут лучше понимать проблемы жителей. Как отмечает Президент России, «местная власть должна быть устроена так… чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой». Но, с другой стороны, увеличивая количество депутатов в несколько раз, не проиграем ли мы в качестве? Смогут ли они координировать свою работу так, чтобы не дублировать функции друг друга? Лично мне пока не вполне понятно, чем работа районных депутатов принципиально будет отличаться от работы городских, которые, кстати, прекрасно знают нужды своих избирателей, активно встречаются с населением как на местах, так и в своих общественных приёмных, выполняют сотни наказов горожан. Если в каждом районе будет свой представительный орган, то хотелось бы чётко представлять, чем именно он будет заниматься и будет ли себя оправдывать как в плане эффективности, так и в плане затрат. Ведь ни для кого не секрет, что содержание дополнительного числа депутатов - это нагрузка на и без того крайне ограниченный бюджет. Если к тому же парламент городского округа будет формироваться из состава представительных органов районов с равной нормой представительства независимо от численности населения того или иного района, это тоже не вполне логично. 

Красноярск

Услышать голос регионов

Бурные дебаты развернулись в депутатском сообществе Красноярья вокруг законопроекта, которым предлагаются принципиально новые поправки в закон об основах местного самоуправления. Его разработчики, депутаты Государственной Думы, предлагают немало нововведений, которые, по их замыслам, должны будут сделать земский уровень власти более финансово обеспеченным, эффективно работающим в интересах населения.

В дискуссиях, проходивших в стенах краевого парламента, Красноярского городского Совета, в территориях, диапазон мнений был весьма широк - от одобрения до полного отторжения. Причём диаметрально противоположные суждения о документе исходили от людей, в равной мере погружённых в гущу повседневных забот, - глав и председателей советов депутатов городов и районов.

Вот, например, что думает о новом нормативно-правовом акте депутат из Берёзовского района Леонид Килин:

- Я ждал этой реформы, потому что она, безусловно, назрела. И вижу в ней много положительных моментов. Например, сегодня на район возложена обязанность строить социальные объекты, ремонтировать межмуниципальные дороги, а денег на это у района как раз и нет - они сосредоточены в бюджетах поселений. Могу привести и множество других примеров, когда две ветви земской власти - поселковая и районная - не могут найти общего языка. Из этой ненормальной ситуации необходимо выкарабкиваться.

Менее однозначная позиция, например, у главы Новосёловского района, председателя районного Совета депутатов Андрея Володина:

- Нужно более внимательно выслушать тех, для кого данная реформа затевается, - людей, живущих в территориях. Это позволит двигаться в правильном направлении. А что касается самого законопроекта, то он сыроват, по многим позициям недоработан, ведь создаётся что-то новое, и первоначальный вариант, естественно, требует определённой доводки.

Взвешенную точку зрения высказал заместитель председателя Законодательного собрания края, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко:

- Реформы в местном самоуправлении давно назрели, и выполнять положения Послания Президента РФ необходимо. Однако при этом не менее необходимо, чтобы федеральный Центр услышал голос своих коллег из регионов.

То есть, как и в любом политическом вопросе, здесь основой для плодотворного и работоспособного решения может быть только компромисс.

Ростов-на-дону

Чтобы полномочия не пересекались

Законопроект о реформировании системы законодательной и исполнительной власти в городах, имеющих районное деление, уже больше месяца обсуждают депутаты Законодательного собрания Ростовской области. О том, как оно происходит, рассказал глава комитета по местному самоуправлению Максим Щаблыкин:

- В нашем регионе насчитывается 5,5 тысячи депутатов всех уровней. Если взять депутатов поселенческого и районного уровней, то зачастую их функции и полномочия пересекаются, подчас возникают конфликты. Есть также вопросы, которые с трудом делятся между этажами власти, например деятельность общеобразовательных школ. Находятся они на территории поселений, а подчиняются районам. Исходя из этого, кажется вполне логичной предложенная законопроектом схема, когда жители поселения выбирают своих депутатов, а те из своего круга - депутатов районных. Возникает устойчивая «пирамида власти». При этом важно, что у поселений резко сократится перечень обязанностей, большинство их будет передано для исполнения профессионалам - на уровень районов. Все это, думается, можно только приветствовать. Ещё один важный плюс предлагаемой новации - сокращение и удешевление избирательных процедур. Власть становится внутренне логичной, прозрачной и устойчивой. Когда депутат поселения может стать в принципе районным депутатом и, если доверят, его главой.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 870