Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Выступление председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко на торжественном заседании палаты Федерального Собрания

20 лет конституции

12.12.2013 20:38

Уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

Наше торжественное собрание посвящено замечательному событию — 20-летию действующей Конституции Российской Федерации. Все мы помним, что Конституция принималась в непростое время и многие скептики предрекали ей недолгую жизнь. Однако прошедшие годы подтвердили правильность сделанного российским народом исторического выбора. Выбора свободы и реальной демократии, правового государства и эффективной исполнительной власти.

Конституция оказалась устойчивой к политическим переменам различного рода, что позволило, не выходя за её рамки, решать жизненно важные задачи, стоявшие перед страной в 90-е годы, и обеспечить переход государства в режим стабильного функционирования.

В современную эпоху важнейшим институтом государственного строительства в большинстве стран стал парламентаризм. Россия шла к нему непростым путём. Достаточно вспомнить, что в ХХ век она вошла государством, в котором не было ни парламента, ни тем более развитого парламентаризма. К этому можно добавить, что и в начале ХХ столетия, и в недавние 90-е годы формирование системы парламентаризма в России пришлось на периоды острых общенациональных кризисов. Это, конечно, наложило свой отпечаток на возникшие парламентские институты и практику их взаимодействия с другими ветвями власти.

Тем не менее сегодня мы можем с полным основанием сказать, что в нашей стране создана государственная система, отвечающая всем современным критериям парламентаризма. И это без всякого преувеличения достижение исторического характера, наше общенациональное достояние, которое следует беречь и развивать. В апреле этого года мы впервые отметили День российского парламентаризма. Этот новый праздник отныне всегда будет с демократической Россией!

Действующая сегодня Конституция стала фундаментальной основой современной российской государственности. Её принципы и положения играют направляющую роль для всей системы действующего права и законодательства.

В то же время Конституция — это не только главный закон страны, обладающий высшей юридической силой. Это ещё и политический документ огромного принципиального значения. Конституция стала актом общественного согласия по базовым ценностям современного российского общества, без чего было бы немыслимо создание жизнеспособного стабильного и сильного государства.

Ориентируясь на проверенную, принятую во всём цивилизованном мире прак­тику, Основной закон России определил демократию как основу конституционного строя, признал высшей ценностью человеческую личность, утвердил правовой характер государственности и последовательный федерализм.

Важнейшее достоинство нашей Конституции состоит в том, что она однозначно определила российский народ носителем государственного суверенитета и единственным источником власти в стране.

Я уверена, что ценности, сформулированные и отражённые в Конституции Российской Федерации, являются основными составляющими национальной идеи, поисками и спорами о которой озабочены многие неординарные умы современной России.

Взгляните свежим взглядом на преамбулу нашей Конституции. Вы увидите чётко и кратко изложенную фундаментальную систему морально-нравственных ценностей нашего многонационального народа. Это — общая историческая судьба и государственное единство, свобода человека и гражданский мир, уважение к деяниям предков и любовь к Отечеству, вера в справедливость и стремление к процветанию России.

Я думаю, что наш Основной закон содержит все базовые элементы национальной идеи, и это большая заслуга его создателей. Он ставит перед обществом и государством простую и ясную цель — обеспечить, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями, благополучие и процветание России.

Стремление к этой цели вполне может быть названо нашим общенациональным приоритетом на весь ХХI век и даже гораздо далее. Есть вечные ценности, и именно на них должна строиться перспектива нашего исторического пути!

Коллеги!

Времена больших и малых юбилеев почти всегда рождают в обществе стремление улучшить достигнутое, поднять его на новый уровень, а то и перевести в другое качество. Подобное юбилейное обострение не обошло стороной и 20-летие Конституции. Правда, многие участвуют в этой дискуссии по правилу старого детского стихотворения: «Велика у стула ножка, подпилю её немножко…»

Справедливости ради следует отметить, что такие юбилейные обсуждения — не только российская традиция. Она интернациональна, но подходы и векторы обсуждения бывают разные. Четверть века назад Франция, а вместе с ней широкая международная общественность отмечали 200-летие Великой французской революции. Главная мысль в дискуссиях учёных и политиков тогда звучала примерно так: «Мы всё ещё весьма далеки от полной реализации идей, заложенных в «Декларации прав человека и гражданина!». А эта декларация, как мы знаем, до сих пор является основой французского конституционного строя.

Если взглянуть под таким углом на наш Основной закон, то с полным основанием можно сказать, что мы только начинаем осваивать то богатство, которое заложено в нём.

Конституция имеет далеко простирающийся потенциал, и предстоит ещё многое сделать, чтобы конституционные ценности воплотились в реальную жизнь.

В этой связи от нас, законодателей, требуется последовательное усиление практической составляющей конституционных норм через принимаемые законы. Проблемы, стоящие перед нами, подробно проанализированы в розданном вам Отчёте о состоянии российского законодательства. Его можно рассматривать не только как своеобразный итог 20-летней эволюции российской правовой системы, но и в качестве «дорожной карты» на предстоящий период.

Хочу особо отметить, что важным и активно действующим резервом демократического развития нашего общества, последовательной работы по раскрытию потенциала Основного закона является деятельность Конституционного суда.

В среде профессиональных юристов бытует твёрдое убеждение, оформленное почти как поговорка: «Конституция — это то, что говорит о ней Конституционный суд». Эта истина проверена практически во всех демократических странах. В США, например, библиотека толкований Верховным судом Основного закона за 200 с лишним лет составила несколько тысяч томов! Наш Конституционный суд также уже имеет солидный многотомный объём разъяснений Конституции.

В этой связи хотела бы особо отметить, что самостоятельность и независимость Конституционного суда — тоже одно из важных достоинств нашего Основного закона, свидетельство высокой степени его демократичности и сбалансированности.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации не является чем-то застывшим и незыблемым. За 20 лет в неё внесены несколько изменений. Менялись названия субъектов Федерации. В 2008 году были приняты поправки об изменениях сроков полномочий президента и Государственной Думы, а также об отчётности Правительства перед парламентом, что повысило ответственность исполнительной власти.

Эти поправки не затрагивали политическую и правовую сущность институтов государственной власти. На недавно прошедшем заседании Совет Федерации одобрил федеральный закон, предусматривающий создание единого Верховного суда. Он носит более масштабный характер по сравнению с предыдущими правками, но выдержан в том же ключе бережного отношения к Основному закону.

То есть мы видим, что российская Конституция — живой организм, находящийся в развитии с учётом задач, встающих перед государством и обществом в процессе сложной поистине исторической трансформации. Однако нам следует тщательно оберегать базовые конституционные положения от необдуманных и скороспелых конъюнктурных изменений.

Это подсказывает и опыт других стран, имеющих развитые демократические традиции. Так, входящая в состав корпуса конституционных документов Великобритании Великая хартия вольностей действует с 1215 года. Конституция США, принятая в 1787 году, содержит только семь статей, с тех пор к ней принято всего 27 поправок. Действующая конституция Франции принята в 1958 году, за полвека в неё внесено 2 поправки.

Как видите, отношение к конституционным текстам, определяющим жизнь народов, весьма бережное, и это в решающей мере обеспечивает устойчивое развитие государств.

Конституция 1993 года закрепила федеративное устройство Российского государства. Именно благодаря Конституции российские регионы, которые долгое время рассматривались как практически безгласные административно-территориальные единицы, обрели статус полноправных субъектов Федерации.

Прошедшие два десятилетия подтвердили правильность этого выбора. Федерализм позволил снять политическую напряжённость, которую создавал так называемый парад суверенитетов, уберечь Россию от повторения судьбы СССР. Федерализм обеспечил управляемость страны и в целом оказался для России вполне органичным и, более того, жизненно необходимым явлением.

Россия объективно нуждается в сильной региональной и местной власти, обладающей правом и возможностями самостоятельно решать многие вопросы экономического и социального развития.

Важным атрибутом федеративной формы государственности является двухпалатный парламент. Это правило стало, по сути, нормой современной демократии. Для любого федеративного государства наличие двухпалатного парламента обусловлено прежде всего тем, что он обеспечивает представительство интересов граждан не только в партийно-политическом плане, но и как членов территориальных сообществ — субъектов Федерации.

Рассуждая о различных правовых новациях, мы иногда забываем, что наша страна — самое большое федеративное государство современного мира. Причём не только по территории, но и по числу субъектов, весьма различных по национальным, культурным и религиозным характеристикам. В таких условиях двухпалатный парламент приобретает особое значение.

Это хорошо видно на примере деятельности Совета Федерации. Будучи внепартийным органом, верхняя палата обеспечивает взвешенность и качество принимаемых законов. Она в соответствии с положениями Конституции является одним из основных гарантов и механизмов обеспечения стабильности и преемственности власти. Как известно, по Конституции полномочия Совета Федерации никогда не прерываются.

Полагаю, что именно исключительная важность этого государственного института постоянно заставляла нас искать наиболее оптимальную формулу его формирования. Предложенный недавно и уже опробованный в ряде регионов способ её формирования с активным участием избирателей обеспечивает надёжную связь сенаторов с жителями регионов, повышает ответственность политиков, делегированных в верхнюю палату.

Совет Федерации обеспечивает прямое представительство разнообразных интересов регионов на федеральном уровне. Мы стремимся к постоянному расширению форм и методов такого представительства.

Так, весьма перспективной и плодотворной оказалась реорганизация Совета законодателей, который теперь действует при обеих палатах Федерального Собрания. Он включает в себя представителей всех регионов, что эффективно помогает согласовывать интересы Центра и субъектов Федерации, полнее учитывать мнение последних и продуктивно продвигать их законодательные инициативы. Результаты уже есть — в этом году число региональных законодательных инициатив выросло в несколько раз. Кто-то может подумать, что это ординарная статистика. На мой взгляд, это проявление нового качества нашей федеративной жизни, то есть рождение более высокого уровня взаимодействия федеральных и региональных представительных органов. Кроме того, Совет законодателей постоянно генерирует новую энергию для укрепления горизонтальных связей между региональными парламентами и обмена опытом законодательной работы.

20-летие Конституции практически совпадает с юбилеем Федерального Собрания, учреждённого Основным законом. Сегодня между Государственной Думой и Советом Федерации сложились тесные деловые отношения. Мы начинаем взаимодействие уже на уровне выдвижения законодательных идей и с так называемых нулевых чтений. Можно с полным основанием сказать, что мы выполнили правильный и важный завет выдающегося государственного деятеля Сергея Юльевича Витте, который утверждал: «Государственный Совет (тогдашний аналог Совета Федерации. — В. М.) должен работать в единении и искренних отношениях с Государственной Думой… Единственно только при этом условии возможны те реформы, которых жаждет народ».

Хочу особо отметить, что российская парламентская система это не только палаты федерального парламента — Государственная Дума и Совет Федерации. Важной особенностью России как огромного федеративного государства является двухуровневая парламентская система, поскольку помимо федерального парламента в 83 субъектах Федерации действуют свои региональные парламенты, которые за два десятилетия приняли около 160 тысяч региональных законов!

Считаю, что сегодня необходимо придать дополнительный импульс развитию федеративной составляющей отечественного парламентаризма. Развитие регионального парламентаризма должно стать одним из магистральных путей развития нашей Федерации на обозримый период.

Прежде всего необходимо взвешенно и последовательно увеличивать степень децентрализации и перераспределения полномочий между законодателями разных уровней — федеральным, региональным и муниципальным.

В современной ситуации роль законодательных органов власти регионов будет только возрастать. Без соответствующей региональной законодательной базы нам не создать благоприятного инвестиционного и делового климата, не обеспечить на местах активное развитие образования, здравоохранения и культуры, укрепление гражданского мира и согласия.

Невозможно управлять всем из федерального Центра. Да и не нужно. Нет сомнения, что грамотно проведённая децентрализация только укрепит российский парламентаризм так сказать «снизу», вплоть до муниципального уровня.

Скажу ещё об одной существенной черте современного этапа развития нашей демократической парламентской системы. Я имею в виду широкое общественное участие граждан в процессе принятия решений на всех этажах власти. Мы за последнее время сделали многое, чтобы открыть деятельность Совета Федерации для граждан и средств массовой информации. Теперь не только пленарные заседания, но и заседания комитетов, парламентские слушания идут в режиме онлайн в Интернете. Интерактивный сайт Совета Федерации позволяет всем желающим участвовать в обсуждении проектов законов. Начало свою работу парламентское телевидение, его аудитория уже насчитывает многие миллионы человек.

Этой же цели служит создание Палаты молодых законодателей России, в состав которой вошли депутаты разных уровней из всех субъектов Федерации. В ноябре состоялось её первое заседание. Надеемся, что через молодых инициативных политиков мы сможем укрепить связи между регионами, а также лучше раскрыть подрастающему поколению те возможности, которые дают и Конституция страны, и широкое поле самореализации молодых в современной России.

И последнее, на чем я бы хотела остановиться. Насущной проблемой сегодняшнего дня является повышение правовой культуры нашего общества. Президент России Владимир Владимирович Путин справедливо отметил, что «настоящая демократия не создаётся одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов».

Нельзя достичь такой общественной готовности и правовой грамотности через короткую по времени зубрёжку Конституции в одном из старших классов. Нужна широкая, пронизанная творческим подходом, креативная по своей сути и многообразная по формам государственная программа этой работы. Правовое воспитание должно начинаться в школе и сопровождать человека практически всю жизнь. Возможно, кто-то увидит в такой постановке вопроса попытку некоего принудительного навязывания знаний. Но альтернативой этому является, к сожалению, правовое невежество, ведущее к множеству непредсказуемых последствий. Ведь невежество не надо никому навязывать, оно само легко и непринуждённо занимает те области социального и духовного пространства, в которых отсутствует требующее труда, интеллектуальных и душевных усилий знание.

Великий русский историк Василий Осипович Ключевский часто любил повторять своим слушателям: «Изучайте историю России — это очень полезная вещь!»

Полностью присоединяясь к мнению выдающегося учёного, я хотела бы добавить, что действующая Конституция уже стала неотъемлемой частью отечественной истории. Поэтому мы можем с полным правом сказать и самим себе, и всем гражданам России: «Изучайте Конституцию России — это очень полезная вещь!»

Дорогие друзья!

Основной закон — это фундаментальное основание для развития и процветания современной России, залог благополучия многонационального российского народа!

Разрешите сердечно поздравить всех с нашим общим большим праздником — 20-летием Конституции Российской Федерации!

Благодарю за внимание.

г. Москва, 9 декабря 2013 г.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1071