Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

Не ищите номер в песочнице

Социум

19.09.2013 18:45

Автор: Марат Абдуллаев

Почему кража автомобильных регистрационных знаков приняла характер эпидемии?

Случилось, увы, типичное для нашего времени и, как оказалось, для многих российских автомобилистов. Вечером, выйдя с работы, я обнаружил, что один из государственных номеров, прикреплённых к моей машине, испарился. Злоумышленник не утруждал себя откручиванием гаек, элементарно выдрав номер с корнем.

Только не в полицию

Что делать? Этот вопрос одолевает любого, кто обременён четырьмя колёсами и на кого ни с того ни с сего сваливается неожиданность вроде исчезновения государственных номерных знаков.

В первую очередь в памяти возникают растиражированные из-за массовых хищений номеров советы, как правило, звучащие в утренних развлекательных телепередачах. Дескать, осмотрите соседние песочницы, загляните под заборы: воришка прячет номер где-то поблизости. Или — ждите его звонка, с предложением выкупить свой номер.

Песочниц и заборов на разумном от моего автомобиля расстоянии не оказалось. А звонок не прозвучал ни в этот день, ни через неделю.

Хуже всего, что доехать без номерного знака я мог только до первого встречного гаишника, который при благоприятном исходе выписал бы штраф в пять тысяч рублей, а при менее благоприятном — лишил бы водительских прав от месяца до трёх. То есть поступил бы исключительно по закону, которому всё равно, как и при каких обстоятельствах автомобиль оказался без регистрационных знаков.

Некоей палочкой-выручалочкой, мелькнула у меня мысль, могла бы стать бумага из полиции, что я такой-то такой обратился с заявлением о пропаже, факт зафиксирован и я теперь просто перемещаю мой ставший сомнительным и незаконным автомобиль до места его постоянной дислокации, тем более что без такой бумаги всё равно не обойтись. Но тут чёрт меня дёрнул позвонить в одну из многочисленных контор, которые умудряются через чёрный ход, без очереди, ставить автомобили на регистрационный учёт в ГИБДД.

- Ни в коем случае не обращайтесь в полицию, — стали увещевать меня на другом конце провода. — Никто ваши номера искать не будет из-за их копеечной стоимости, а вот на несколько недель вы превратитесь в пешехода, потому что процедура в отказе возбуждать уголовное дело занимает определённое время. За пять тысяч рублей мы снимем ваш автомобиль с учёта и зарегистрируем его заново с новыми номе­рами.

Заманчивое предложение. Вот только стоит ли оно того, чтобы им воспользоваться?

Тернии законных путей

Просматривая позже статистику по возникшей проблеме, я понял, что отчасти было бы не грех согласиться на предложение моего телефонного собеседника. Судите сами: в среднем по России ежегодно фиксируется до 15 тысяч заявлений о хищении номерных знаков, а дел возбуждается всего ничего — несколько десятков. Из них только единицы «доживают» до суда, если, конечно, полиции удаётся собрать достаточную доказательную базу. В суде тем не менее злоумышленника ждёт лёгкий испуг в виде небольшого штрафа. Ведь государству (а номерные знаки являются его собственностью) нанесён копеечный ущерб. Получается, что вал тысяч и тысяч ежегодных заявлений о краже автомобильных номеров оборачивается заведомо нулевым результатом, если говорить не только о наказуемости преступлений, но и об эффективности их пресечения. А вот что касается потерпевшего, ему однозначно предстоит пройти все круги бюрократического ада, чтобы восстановить номера.

Собственно, я это почувствовал уже в местном ОВД, куда отправился вопреки советам моего телефонного собеседника из безымянной конторы. Правда, как водится, нет худа без доб­ра. Почти трёхчасовое пребывание в полицейском участке благодаря смартфону с выходом на многочисленные форумы таких же бедолаг, как я, стало для меня информационно насыщенным и даже полезным.

Оказывается, подавляющее большинство лишенцев, кому воришки не позвонили и не предложили выкупить украденный номер, идут в полицию с иного рода заявлениями. Они пишут не о том, что номер украден, а о том, что он по неосторожности потерян.

Такой шаг, конечно, не сокращает количества бюрократических порогов, которые всё равно придётся переступить. Но он, по крайней мере, ускоряет ход утомительной полицейской процедуры. Нет кражи — значит, не может быть и дела о краже, на которую нужно написать бумаги в определённые процессуальные сроки. Таким образом, заветную справку, без которой в ГИБДД на перерегистрацию автомобиля можно не соваться, ждёт долгая дорога. Сразу она никак не появится.

Исписав кучу бумаг, я, например, получил на руки «талон-уведомление»: дескать, моё заявление («талон» не конкретизирует, какое) зафиксировано оперативником. С этим (другого слова не подберёшь) фиговым листком, который, разумеется, не даёт права передвигаться на автомобиле, надлежит теперь явиться ещё к местному участковому. При хорошем стечении обстоятельств (участковый сидит совершенно в другом месте, и застать его там непросто) через пару дней справку, может, и выдадут.

Но это, как говорится, цветочки. В ожидании участкового я сначала заехал в «своё» подразделение ГИБДД, а затем — в одно из подразделений Северо-Западного округа столицы. Перспективные «ягодки» (для меня, во всяком случае) мгновенно развеяли растиражированный миф о том, что в регистрационных отделах ГИБДД наведён порядок и для совершения любых процедур понадобится не больше часа.

Как же, как же! Невероятное и беспорядочное скопление людей у окошек, взмыленные счастливцы с выданными наконец номерами после томления в очередях, абсолютно бесполезные таблички «записаться на приём можно через сайт госуслуг» — такова изнанка радужных рапортов полицейского начальства. Неудивительно поэтому, что продолжают процветать фирмы и фирмишки, гарантирующие за определённую плату быстро обстряпать все дела в соответствующем отделе ГИБДД. Словом, любому нежданно-негаданно лишившемуся номеров есть что выбирать. Либо — честный и законный, но довольно тернистый путь. Либо — не совсем законный, с существенным облегчением кошелька. Любопытно другое: для чего и во имя чего государство нагородило огород во всей этой «номерной» истории? Если у огорчённого водителя на руках есть документы, подтверждающие, что при регистрации автомобиля ему были выданы конкретные номера, почему бы взамен утраченных не изготовить дубликаты — без пустого времяпрепровождения в инстанциях?

И гражданский долг платежом красен

Государственная логика, как выяснилось, предполагает на этот вопрос два ответа.

Первый лежит на поверхности: украденным номерным знаком «нехорошие граждане» могут воспользоваться при совершении серьёзного преступления. Что ж, конечно, могут. Только вот зачем для этого «нехорошим гражданам» снимать чужие номера, если по буквенно-цифровому сочетанию любого увиденного на улице номера можно изготовить дубликаты? Да такие, что комар носа не подточит.

Небольшой мониторинг интернет-услуг в легальном изготовлении номерных дубликатов выявил только по Москве десятки контор, готовых в течение дня привезти заказ куда угодно по средней цене в две тысячи рублей. Правда, с некоторыми оговорками. Например, вместе с деньгами следует вручить мальчишке-курьеру оба номерных знака, на которые изготовлен дубликат (скажем, они стали нечитаемыми или сломались при ДТП). Без этого курьер якобы развернётся и уедет с готовым заказом восвояси. Допустим, хотя сомнительно. Но ведь есть и более простой путь — найти контору, которая изготавливает дубликаты без всяких формальностей.

Пытаюсь экспериментировать и нахожу в Интернете такие предложения. Отзываюсь на первое попавшееся.

- Без проблем, — отвечают на другом конце провода. — Отправьте СМС с буквенно-цифровым содержанием утерянного номера и ждите инструкций.

Они последовали минут через пять. Надо было подъехать по конкретному адресу в Строгино и ждать дальнейших указаний. На месте новые инструкции поступили незамедлительно: «ожидать в подворотне, держа в руке (для идентификации) мобильный телефон». Через десять минут в обмен на деньги я стал обладателем новенького дубликата, выполненного, как позже выяснила экспертиза, по всем требованиям соответствующего ГОСТа. Вот и вся «технология», если возвращаться к вопросу гипотетического использования краденых номеров при подготовке к преступлению. Получается, что для этих целей их и красть не надо. Безопаснее купить дубликат.

Второй резон государственной логики создавать на пустом месте очаги напряжения, судя по всему, связан с исполнением гражданами их гражданского долга. Украли номера — заяви, чтобы, выражаясь высокопарно, рука правосудия покарала воришку.

Однако в лейтмотиве тысяч и тысяч интернет-стенаний по поводу кражи автомобильных номеров звучит свой резон, с которым не поспоришь. А именно: любой долг, в том числе и гражданский, платежом красен. «Платёж» государства в виде массы препон на пути восстановления утраченных номерных знаков известен любому, кто с этим столкнулся. Но хуже всего то, что номера воруют именно из-за упомянутых бюрократических препятствий. Потому что не у всякого хватит времени и терпения обивать пороги, писать заявления, ездить по городу под угрозой лишения прав. Проще выкуп отдать.

Впрочем, инициатива «как-то решить» этот наболевший вопрос исходит уже из недр самой полиции. В начале года Общественный совет при ГУ МВД Москвы высказался за то, чтобы упростить процедуру восстановления краденых номеров. Эту же тему не так давно затронули и законотворцы из думской фракции ЛДПР, предложив смягчить Административный кодекс в части ответственности за езду без номерных знаков. Предложение заведомо непроходное, поскольку оно не вырывает корень зла — кражу номеров в расчёте на выкуп. Но, может, за первой ласточкой последует вторая — пусть и не отменяющая солдафонские резоны государства, то хотя бы корректирующая их бессмысленность? Ну проходили мы подобное с техосмотром транспортных средств, который из кормушки для мздоимцев и головной боли автомобилистов превратился в нечто удобоваримое. И мир ведь не перевернулся.

мнения

Ярослав Нилов

председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР:

«ЛДПР внесла законопроект, освобождающий от административной ответственности водителя, у которого украли номера, — в случае противоправной деятельности третьих лиц. Сейчас ситуация такова, что если человек заявит, что у него украли номера, то несколько месяцев будет ждать, пока номер будут искать. И если ничего не найдут, то человек всё равно потеряет свой номер — надо будет получать другой. Поэтому ему проще сэкономить время, дать денег мошенникам и купить номера. Чтобы этого не было, мы предлагаем освобождать водителя, у которого украли автономера, от ­ответственности, а также немедленно выдавать ему дубликат номеров. Кстати, сегодня, когда мошенников ловят за кражу номеров, им не грозит уголовная ответственность. Номер принадлежит государству, и кража номера не считается воровством чужого ­имущества. ­Автомобилист не может предъявить претензий. Мы считаем, что нужно ввести уголовную статью за воровство автомобильных ­номеров».

Николай Харитонов

председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ:

«Это новый вид хулиганства — молодёжь снимает номера, а потом продаёт их. Подобное происходит по всей стране. И безусловно, надо вводить за это ответственность. Государственный номер для машины — как паспорт для человека. А за кражу документов нужно отвечать по закону. Считаю, что административного наказания здесь недостаточно — должно быть уголовное. Пусть топор под лавкой лежит. А если не будешь трогать чужое, то никогда не попадёшь ни под административную, ни под уголовную ответственность».

вместо постскриптума

Кстати, украденный у меня номерной знак всплыл через неделю на одной из платных стоянок в центре Москвы. Об этом известило пришедшее по почте «письмо счастья», согласно которому «стоянку» я не оплатил и теперь надобно раскошелиться на штраф. На снимке, сделанном парконом (комплексом видеофиксации нарушений), изображён вроде как мой автомобиль. Во всяком случае, марка и цвет совпадают. Вот только багажника на крыше у него сроду не было. К тому же в этой части города, где организована платная стоянка, я не то что на автомобиле, но и пешим не появлялся лет, наверное, десять. Что тут сказать? Только то, что наша голь во­истину на выдумки хитра. Цепляешь чужой (причём бесплатный) номер поверх своего и ориентируешь автомобиль в сторону паркона. Гениально! Тем более что за чужой номер на оставленном без присмотра автомобиле спроса не может быть даже теоретически. А если учесть мой эксперимент по совершенно безболезненному изготовлению дубликата но­мера, гениальным выдум­щикам и красть ничего не придётся. Вон сколько автомобилей, подходящих по марке и цвету, колесит по городу. Успевай только списывать номера!

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1400