Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Сельский учитель должен работать с семьёй

Образование

12.09.2013 19:52

Так считает сенатор Людмила Бокова

Через сельские школы в наше время проходит фронт борьбы за то, чтобы глубинка жила культурной и социальной самоидентификацией. И главный в этой борьбе — учитель. О проблемах сельского образования, роли его педагогов на страницах «Парламентской газеты» рассуждает член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова, которая не один год проработала в школах Саратовской области.

На все руки мастер

Когда училась в педвузе, нас готовили к тому, что школьный учитель, и в особенности тот, кто работает на селе, — больше, чем просто педагог. Как правило, ему приходится совмещать в глубинке не одну свою специальность, и мы, студенты, старались приобрести ещё какую-то смежную профессию. Среди них значились логопед, дефектолог, психолог, даже дизайнер и стилист — всего около 30 видов деятельности. Например, я выбрала направление «тележурналистика».

Вместе с тем хорошо известно, что жизнь богата на случаи, которые по книжкам выучить невозможно. Были они и в моей практике. Когда работала учителем истории в школе города Ртищево Саратовской области, один ученик стал явно сдавать в учёбе — плохие оценки, прогулы… Назрел разговор с родителями, а точнее, с отцом, который в семье был главным авторитетом. Вся сложность заключалась в том, что он совсем недавно вышел из тюрьмы, отсидев срок за распространение наркотиков. Честно говоря, было боязно идти к нему на разговор. Он и получился очень непростым. На особый эффект и не рассчитывала, но отец, видимо, принял свои меры — мальчик стал исправно посещать школу.

Аналогичные истории, связанные с преодолением собственных сомнений и страхов, может рассказать почти каждый сельский учитель. Если он не будет «работать» с семьями, то рискует упустить учеников — для педагога, который любит своё дело, это недопустимо.

Закрытие школы ведёт к развалу села

Уже будучи сенатором, мне довелось проехаться более чем по 60 регионам страны, поговорить с учителями из небольших населённых пунктов. Увы, во многих регионах школы на селе закрываются. К сожалению, чиновники разных уровней не хотят понимать — именно сельская школа всегда была центром сохранения духовного наследия, народных ценностей, преемственности поколений. Хорошо бы нам всем помнить, что закрытие школы, как правило, ведёт к быстрому исчезновению всего села.

Сегодня сельские учителя должны осваивать одновременно программы нескольких классов. А иногда приходится работать в так называемых комплект-классах, где в одном помещении занимаются одно­временно два возраста, например первый и третий классы, которые через перемену сменяют второй и четвёртый классы. Легко предположить, насколько это сложно.

Зарплата сегодня начисляется учителям согласно двойному нормативу подушевого финансирования. Благодаря этому труд школьного педагога оплачивается сегодня исходя из средней зарплаты по экономике региона. Однако всё равно деньги небольшие, а объём труда растёт. От нижегородских педагогов услышала замечание: труд школьного учителя должен финансироваться исходя из расчёта не количества учеников в классе, а количества комплект-классов, закреплённых за тем или иным педагогом. Замечу, что этот вопрос возможно решить путём изменений региональных законов.

Острейшей проблемой остаются кадры. Новым законом об образовании чётко установлено, что молодых педагогов на селе региональная власть обязана поддерживать. Так, предусмотрена единовременная материальная помощь до нескольких сот тысяч рублей, предоставление жилья, «тринадцатая» зарплата — это лишь самые распространённые в регионах льготы. Подчас возникают трудности, перед которыми молодёжь пасует. Однако лично знаю молодых учителей, которые быстро приросли к селу. Ведь сельские дети — особые: они быстрее впитывают и хорошее, и плохое. Поэтому «держать руку не пульсе» учитель должен всегда, что естественным образом оживляет общение преподавателя и ученика.

Лишь один пример. В Прокудинской школе, что в Саратовской области, в своё время случилось ЧП: некому идти в первый класс! Тогда персонал школы набрал под опеку приёмных детей. «Сначала было сложно, — рассказывала директор Светлана Зонова. — Ребята из интернатов, все с непростой судьбой. Многие из них были неграмотными, старались припрятать еду, привыкли драться. А сегодня это не просто школа — дружная семья!» С тех пор в Прокудино брать в семьи детей из детских домов стало традицией. И сформировали её сельские учителя!

Татевские чтения — опыт сквозь века

Каждая сельская школа интересна по-своему. Недавно в селе Татево Тверской области прошла не совсем обычная педагогическая конференция. «Татевские чтения-2013» проводились не в городе, а непосредственно в сельской школе, которая связана с именем выдающегося педагога-подвижника Сергея Рачинского. В 70-х годах XIX века он в 30 лет с небольшим возглавил кафедру ботаники в МГУ и неожиданно для всех стал директором сельской школы! Её построили на семейные средства Рачинских, в этом здании и сегодня работает местная школа. Современники писали о Рачинском, что он был детям не только педагогом, но «и матерью, и отцом в одном лице».

И по сей день в Татево, кажется, присутствует его дух, благодаря чему живут там и традиции учительского подвижничества. Директор местной школы Валентина Марченкова является одно­временно главой села. Уже не раз ей вместе с главой районной администрации Олегом Дубовым приходилось отстаивать, оберегать статус легендарной школы — из-за малого количества учеников учреждение балансирует на грани закрытия.

…Сегодня мы обучаем в сельских школах не только предметам, но и традициям. Они, в свою очередь, обеспечивают стабильность любому государству. У села есть все ресурсы, чтобы такую стабильность предоставить. И для этого не нужны огромные финансовые вливания — необходима разумная политика регионов.

справка

БОКОВА Людмила Николаевна

Родилась 17 мая 1978 года в селе 3-я Александровка Терновского района Воронежской области. В 2000 году окончила Борисоглебский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка, литературы и истории». Работала учителем истории МОУ «Гимназия №1 города Балашова», победитель районного конкурса «Учитель года 2009».

В декабре 2011 года стала депутатом Государственной Думы VI созыва, впоследствии получила пост заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию. 24 апреля 2012 года Людмила Бокова назначена представителем в Совете Федерации от правительства Саратовской области.

Замужем, имеет дочь.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 847