Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Владимир Платонов: Октябрь 1993 года в Москве исключён

Гость редакции

05.09.2013 18:24

Накануне выборов мэра Москвы, которые многие уже называют и «показательными», и «самыми демократичными с начала нулевых», и даже «судьбоносными» для всей России, в редакции «Парламентской газеты» прошла встреча с председателем Московской городской думы Владимиром Платоновым. Согласно Уставу города - своеобразной конституции столицы - городские депутаты имеют право выразить недоверие градоначальнику, а тот может принять решение о досрочном прекращении полномочий законодателей. Как в случае непреодолимых противоречий власть законодательная собирается взаимодействовать с властью исполнительной? Не повторится ли в Москве, спустя двадцать лет, октябрь 1993 года? С этого «вопроса вопросов» мы и начали наш разговор.

Жизнь до и после выборов

- Это исключено, - уверен Владимир Платонов. - События в октябре 1993 года произошли не потому, что какие-то злодеи-депутаты или злодеи из исполнительной власти пошли на принцип и решили его силовыми методами. Противоречия между ними были изначально заложены в законодательстве - де-юре вся власть отдана Советам, то есть парламенту, который при однопартийной системе мало что решал, а полномочия и функции исполнительной власти были сведены к минимуму, не позволявшему оперативно управлять страной. Этот конфликт был исчерпан принятием Конституции 93-го года, где чётко зафиксировано, что в государстве действует система разделения властей: вот полномочия исполнительной власти, вот - законодательной, а над ними находится судебная власть. Ну а потом люди, находящиеся во власти, с моей точки зрения, обязаны взаимодействовать, нравится им это или нет. Я всегда говорю: коллеги, мы обречены выбором москвичей работать вместе, поэтому ничего личного здесь не должно быть. Когда закончится срок ваших полномочий, если хотите, можете друг с другом не здороваться, а сейчас интересы города важнее всего.

- С точки зрения председателя Мосгордумы - органа, который по старому законодательству выбирал градоначальника по представлению президента, то, что мэр сейчас выбирается москвичами напрямую, хорошо или плохо?

- Моя личная позиция: для Москвы прямая выборность населением - это дополнительный фактор спокойствия для города. Хотя у нас был период, когда Борис Ельцин губернаторов просто-напросто назначал, и этот «страшный позор» пережили многие известнейшие демократы - главы регионов. Потом субъектам Федерации сказали: решайте сами. И они решили: прямые выборы. Но забыли прописать самое главное - как досрочно прекратить полномочия того, кто не справляется с выполнением своих обязанностей. Поэтому было принято решение изменить федеральное законодательство, переложив ответственность за руководителя субъекта на президента, который предлагает кандидатуры, и региональный парламент, выступающий как палата выборщиков. Кстати говоря, такая процедура существует во многих «старых» демократических государствах. И сейчас многие говорят, что прямые выборы - это шаг назад, у нас уже это было. Но федеральный законодатель предусмотрел принятые регионами законов о досрочном прекращении полномочий градоначальника, где чётко прописаны все основания для этого, в том числе и инициатива граждан. Что мы и сделали, приняв соответствующий закон города Москвы.

- То есть если граждане проголосуют за того, кто через год-два их разочарует, пенять будет не на кого. Готовы ли москвичи нести ответственность за свой выбор? Как вы относитесь к предложению предоставить избирательное право только образованным и «продвинутым», тем, кому есть что терять?

- Ограничение избирательного права уже было в истории России. Например, избирать гласных Московской городской думы могли только те, кто проходил имущественный ценз. До 1917 года не разрешали голосовать женщинам. Да и в советское время, это мало кто знает, некоторые получали уведомления о том, что поражены в политических правах и не допускаются к участию в выборах… Я убеждён, что все граждане, проживающие на территории своего государства, достойны и имеют право избирать. Это сказано и в нашей Конституции. Ну а если избиратели ошиблись… Значит, они ошиблись. Я помню, как в Совете Федерации появлялись вновь избранные руководители регионов с огромнейшей харизмой, что и помогало им избраться. Но не помогало работать, хозяйственные проблемы они решать не умели. Их деятельность, или, вернее, бездеятельность и стала косвенным упрёком гражданам за их ошибку. Но теперь, напоминаю, есть закон о возможности досрочного прекращения полномочий, так что, надеюсь, такая ситуация больше не повторится.

О законах и людях, которые их принимают

- Как вы считаете, в России уже сформировалась культура представительной власти? Потому что одно дело - прописать важность законодательной деятельности в Конституции, другое - понять, что главнее закон, а не тот человек, который его исполняет.

- Действительно, после 1993 года законодательная власть оказалась несколько в тени. Граждане не совсем понимают её значение. Ведь то, что делает власть исполнительная, видно наглядно: вот построена школа, открыта новая поликлиника, благоустроен двор. И многие, если не большинство, даже не задумываются, что это произошло в том числе и потому, что парламентарии своевременно приняли соответствующие законы, например о бюджете, который позволяет так красиво и эффектно работать исполнительной власти. Ну и самое главное: средства в бюджете появляются благодаря работе граждан, которые трудятся и платят налоги.

- Что вы собираетесь в ближайшее время изменить в жизни москвичей, какие законы будут приняты в осеннюю сессию?

- Первому составу Мосгордумы было в этом смысле тяжелее - нужно было за четыре года разработать и принять законы, по которым будет строиться жизнь города. И мы это сделали! Так что фундамент есть, и достаточно крепкий и демократичный. А сейчас людям нужна стабильность, и наша основная работа направлена на совершенствование московского законодательства. Поэтому ничего неожиданного и революционного мы не планируем, но внимательно относимся ко всем предложениям, исправляем свои ошибки и, конечно, отстаиваем интересы москвичей, выходя с законодательными инициативами на федеральный уровень. Одна из самых больных проблем сегодня, конечно, миграция. Я считаю, и городские депутаты неоднократно ставили этот вопрос перед федеральными законодателями, что субъекты сами должны решать, сколько и какие рабочие руки им нужны, сами контролировать трудовую миграцию. Ну не может москвич-каменщик быть конкурентоспособен в глазах работодателя по сравнению с гастарбайтером, который готов и жить на стройке, и работать по двенадцать и больше часов, и получать за это копейки. Но обманывать людей, говорить, что сейчас мы быстро-быстро примем закон и «закроем» столицу от приезжих, недопустимо. Поскольку такой документ противоречит федеральному законодательству. Но добиваться новых полномочий в этой сфере мы будем. Тем более что и опыт такой есть. Москва - первый из регионов, который ввёл акцизную марку на алкоголь, и тем самым мы спасли сотни тысяч москвичей и гостей столицы от отравления. С нами судились, но мы выиграли. Мы первые в России, когда была отменена прописка, ввели регистрацию по месту жительства. В чём только нас тогда не обвиняли, причём одновременно! «Вы сделали Москву проходным двором!» - говорили одни. «Нет, столица стала городом, закрытым бетонным забором», - возражали другие. И мы поняли, что идём правильным путём, нашли золотую середину. А вообще, когда власть работает хорошо, никогда не замечают. О власти, и так во всех странах мира, люди вспоминают, когда на выборы идут и думают: нам лучше стало жить или хуже? Если хуже - не избирают. Лучше - ну, пусть ещё поработают.

- Что будут думать москвичи в 2014 году, когда пойдут выбирать депутатов Мосгордумы?

- Это зависит в том числе и от вас, что напишете. Я думаю, что за год нам ещё больше удастся рассказать о том, что делает парламент. Как ни странно, этому будет способствовать и оппозиция. Например, из моей статьи, размещённой на сайте одной из радиостанций, за полтора дня 18 тысяч интернет-пользователей узнали о том, что на самом деле сделал московский парламент в тех направлениях, которые обозначил один из кандидатов в мэры. А вообще нам нужно не стесняться и учиться рассказывать о своей деятельности. Мы работаем открыто.

Владимир Михайлович Платонов

Родился в Москве 24 декабря 1954 года. Окончил факультет экономики и права Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы по специальности «Правоведение», сейчас - профессор, доктор юридических наук, советник юстиции. В 1983-1991 годах работал в органах прокуратуры Москвы и России.

Депутат Мосгордумы первого (1993-1997 гг.), второго (1997-2001 гг.), третьего (2001-2005 гг.), четвёртого (2005-2009 гг.) и пятого (2009-2014 гг.) созывов. С июля 1994 года по настоящее время - председатель Московской городской думы. За свой срок депутатских полномочий, в соответствии с регламентом МГД, избирался депутатами на этот пост 14 раз.

как в столице выбирали мэра

Первые выборы мэра Москвы проходили на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всего было пять кандидатов. В голосовании приняло участие 66,5 процента избирателей, около 4 процентов проголосовали против всех кандидатов. За Гавриила Попова и избиравшегося вместе с ним вице-мэром Юрия Лужкова проголосовали 65,3 процента москвичей.

В июне 1992 года, после ухода Гавриила Попова в отставку, указом Бориса Ельцина на пост мэра Москвы был назначен Юрий Лужков, который избирался москвичами руководителем города три раза подряд: в июне 1996 года, в декабре 1999 года и в декабре 2003 года.

22 июня 2007 года Президент России Владимир Путин представил в Московскую городскую думу кандидатуру Юрия Лужкова для наделения его полномочиями мэра Москвы на новый срок. На внеочередном заседании она была утверждена.

В сентябре 2010 года указом Президента РФ Дмитрия Медведева полномочия мэра Москвы Юрия Лужкова были досрочно прекращены.

21 октября 2010 года на внеочередном заседании Мосгордумы был рассмотрен вопрос о наделении Сергея Собянина полномочиями мэра ­Москвы. Результаты голосования: 32 - за, 2 - ­против.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 589