Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Таксофон звонит, но его не слышно

Связь

05.09.2013 17:19

Почему сенаторы отклонили проект, предложенный Минкомсвязью

Отклонённый Советом Федерации Федеральный закон «О связи» призван был реформировать систему универсальных «телефонных» услуг. Минкомсвязь как основной разработчик поправок, показавшихся сенаторам неубедительными, всё же настаивает на скорейшем их принятии. В нюансах назревшей, но пока слабо продуманной реформы попытался разобраться наш корреспондент.

Министерский аргумент

Конфликт бюджетных расходов на доступность связи в самых отдалённых уголках России с качеством и эффективностью таких услуг успел стать прит­чей во языцех. Действительно, обслуживание только карточек на таксофон, которые исправно завозятся в местные сельпо, обходится бюджету в сорок тысяч рублей в год каждая. Как нам пояснили в Государственной Думе, такая сумма получается из-за того, что услуги связи дотируются государством. Но критериев эффективности отдачи от затрат, которые обходятся государству примерно в 20 миллиардов рублей ежегодно, так и не выработано.

Неудивительно, что в начале года Минкомсвязь решила провести реформу системы универсальных услуг связи (УУС). Куратором её стал работавший тогда замминистром связи и массовых коммуникаций Денис Сверд­лов, не раз называвший действующую схему услуг неэффективной. С некоторыми его аргументами можно согласиться. Например, деньги из фонда универсального обслуживания (в него операторы отчисляют 1,2 процента от выручки) тратятся, а новых таксофонов и пунктов коллективного доступа не становится больше. Причём в регионах с развитой инфраструктурой универсальные услуги вообще не используются. К этим аргументам прислушались в Государственной Думе, разработав поправки в закон о связи, касающиеся модернизации «таксофонной программы».

Суть изменений, принятых в трёх чтениях, такова. Для оптимизации расходов на УУС предложено постепенно менять таксофоны на многофункциональные терминалы. С их помощью можно будет не только связаться с кем-то по телефону, но и войти в Интернет, получить доступ к системе гос­услуг и так далее. Для того чтобы найти источники финансирования, предложено проводить аукцион между компаниями, которые возьмут на себя львиную часть расходов по установке терминалов по всей России. Государство же оставляет за собой субсидирование разницы между доходами и тратами на УУС тех, кто выиграл аукцион.

Однако после сенаторской экспертизы проект был отклонён. И на это у членов Совета Федерации оказались веские аргументы.

Слишком много «слабых мест»

Лейтмотив претензий - изменения состряпаны на скорую руку. Как следствие - практически все ключевые вопросы реформирования оказались теми самыми «слабыми местами», которые, если их не пересмотреть, наверняка треснут по швам. По мнению сенаторов, поправки фактически устанавливают отказ от понятия «таксофон». Но внятный график, по которому будет производиться замена таксофонов на терминалы, и хотя бы приблизительные расчёты, во сколько это может обойтись госбюджету, отсутствуют.

По логике оптимизации бюджетных денег устанавливать новые устройства стоит только тогда, когда их плюсы перед таксофонами не только заявлены, но и подтверждены на практике. Ошибка здесь может лишить сотни тысяч людей экстренной помощи. Однако пилотная апробация терминалов нигде не производилась. Об этом разработчики поправок упомянули, сделав предложение в стиле известного сатирического пассажа: «днём - поправки, вечером - проверка терминалов». А если что-то пойдёт не так, то через год можно вернуться к корректировке закона.

Понятно, что это не устроило сенаторов. По задумке реформаторов из Минкомсвязи, терминалы должны стать со временем единственным пунктом связи в населённых пунктах, в том числе труднодоступных. Но, вводя систему аукционов, государство дистанцируется и фактически перестаёт быть гарантом качества УУС и равного доступа к ним по всей территории.

«По сути, речь идёт о пов­торном решении задачи телефонизации страны. И не продуманная до конца реформация может привести к огромному ущербу уже существующей системы универсального обслуживания связи, вызовет социальную напряжённость», - такой вердикт огласил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Шамков.

Деньги не только счёт, но и цель любят

Не смогли сенаторы добиться разъяснений от Дениса Свердлова по части формулировки «иные средства связи», которая упоминается в поправках. Заметим, что недостатки и расплывчатость реформы УУС не смутили ведущих мобильных операторов России - все они практически единогласно поддержали нововведения, предложенные Минкомсвязью. Единственным оппонентом, по понятным причинам, стал «Ростелеком» - компания, которая сегодня и осуществляет «таксофонизацию» страны.

Вместе с тем это не означает, что журавль в небе, коим сегодня представляются многофункциональные терминалы, надёжнее синицы в руках. Тем более что без чётких гарантий по эксплуатации такой «журавль» всё больше напоминает кота в мешке. Расходы гос­казны наверняка сократятся, но слишком велик риск в погоне за бюджетным рублём забыть о потребности граждан из глубинки. Потому председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала позицию коллег, посчитав недопустимым сворачивание действующей программы УУС: «Мы должны защищать права субъектов Федерации, обеспечивая граждан равным доступом к услугам связи. И мы заинтересованы в том, чтобы программа установки таксофонов развивалась и была завершена в полном объёме».

Есть и ещё один вопрос, который требует ответа, - не понятно, как будут использоваться высвободившиеся «таксофонные» 20 миллиардов рублей в год? Министерство, к примеру, могло бы представить программу раздачи бесплатных «приставок» в сельской местности для того, чтобы начать реализацию одного из заявленных государством ориентиров, - перейти на цифровое вещание. Но подобных планов Минкомсвязь пока не представила.

своими глазами

Как мы с депутатом деревенскую связь проверяли

В пресс-службе правительства Вологодской области рассказали, что у них есть депутат (кстати, женщина), которая ездит по деревням и проверяет работу таксофонов. Интересно, что думают она и её избиратели об отклонённом Советом Федерации законопроекте? Несмотря на парламентские каникулы, мы встретились с Татьяной Никитиной и два дня выборочно проверяли таксофоны.

Встретились в деревне Блудново (60 жителей, один таксофон), куда Татьяна Ивановна привезла подарок от спикера Заксобрания - велосипед для местного почтальона. Затем мы осмотрели сам таксофон. Гудит! Можно звонить хоть в соседнее Пахомово (один житель, один таксофон), хоть в Гондурас и даже отвечать на звонки оттуда (функция входящего вызова). Звонки на стационарные телефоны района дотируются государством - 63 коп./мин.; на мобильники и в другие города - среднерыночные (Гондурас - 46 руб./мин.).

Таксофоны дорого обходятся федеральному бюджету: прибыли нет, а за обслуживание каждого Ростелекому ежегодно полагается 75 000 рублей. На страну понадобилось 148 000 аппаратов.

- Идея хорошая, - говорит Татьяна Никитина. - Но реализована плохо. Это же для бабушек, для стариков. Пользоваться ими боятся, не научили. Не объяснили, где таксофонную карточку покупать, и купить её в глубинке проблема. Им проще, чтобы молодые мобильнику обучили.

У начальника почты Азлецкого муниципалитета (450 км от Блудново) Галины Ухановой таксофонная карта служит брелком для ключей от храма, который она опекает. Убеждает: раз карты у неё покупают, значит таксофоны нужны.

На Вологодчине что у почтальона, что у депутата - «МегаФон», так как другие операторы в глубинке не ловят совсем. И я со своим «Билайном» иду к запылённому таксофону в центре Тимонихи (пять жителей, один аппарат), чтобы мне позвонили из Москвы.

- Для этого вам нужно сообщить номер, указанный на кабине, - говорит барышня таксофонной справочной (звонок бесплатный). - Назначить время и ждать вызова.

С чужого мобильника отправляю смс в Москву и жду… Тимонихинцы поражены: у меня зазвонил таксофон! Татьяна Никитина рассказывает, как приехала в Илатовскую (одиннадцать жителей), а там над таксофоном тарелка больше, чем он сам. Оказывается, тянуть сюда провода оказалось дороже, чем обеспечить его связь через спутник.

- Если законы не продуманы, то это бремя на бюджет, - говорит депутат. - Там, где есть мобильная связь, таксофон нужен только на случай, если она вдруг пропадёт. А вот где мобильники не принимают, без таксофонов никак.

история вопроса

Где находится нофелет

Первый таксофон России появился в Ораниенбауме (ныне г.Ломоносов, часть Петербурга) в июне 1903 г. В том же году 8 шведских аппаратов поставили в ресторанах, театрах и крупных магазинах Москвы. К 1909 году там было 28 уличных телефонов, в 1912 г. - 60, в 1915 — 93, в 1921, после революционных беспорядков — 10. В 1950-е начался расцвет отечественной техники и возрождение уличной связи. К 1991 г. в Москве было 33 992 таксофона, к 1999 — 24 130. В современной России они пали жертвой вандалов и воров, вскрывавших монетоприёмники. В середине 1990-х появились автоматы, принимающие жетоны, затем на таксофонные карты, а затем и банковские карты. С появлением мобильной связи и её удешевлением таксофонами пользуются те, кто не обзавёлся мобильником или оказался на улице с разряженным или забыл дома/на работе; а также иногородние, не желающие пользоваться роумингом.

Сейчас в России два типа таксофонов. Первый ставят коммерческие компании — где им выгодно и по своим тарифам (в Москве 3,6-6 руб./мин. на стационарные, 10,8-18 руб./мин на мобильные в зависимости от номинала карты МГТС; при этом карта не принимается в других городах). В 2005 году появился второй тип, красные аппараты с надписью «Россвязь. Универсальные услуги связи» (УУС). Это госпрограмма, по которой человек, где бы он ни был, не должен добираться до таксофона дольше часа пешком. Похожие условия действуют во Франции: на 500 жителей положен 1 таксофон; в США они должны быть во всех общественных местах (вокзалы, аэропорты, больницы, госучреждения). Таксофон имеет номер, принимает входящие вызовы. Но, в отличие от мобильной связи, не умеет совершать вызов за счёт вызываемого абонента. Местные звонки в системе УУС дотируются государством (по Москве 0,57 руб./мин — сравните с МГТС), все аппараты по стране принимают одну и ту же карту оплаты. Она продаётся на почте. «Местность наша удалена от ближайшего населенного пункта, где есть связь, на 300 километров. Интернета, факса и других видов связи у нас нет. Мы очень рады таксофонам, так как это единственный вид связи с большим миром», - писали телефонистам жители сёл Молодёжное и Таёжное Приморского края, основанных в советское время для добычи леса. «Для меня возможность позвонить родным — второе значимое событие после прихода в деревню электричества», - писала жительница Красноярского края. В то же время Роскомнадзор регулярно штрафует операторов за нарушение госконтракта. То таксофоны поставят в помещения, открытые только днём (что губит суть универсальных услуг связи — круглосуточную возможность звонить, в том числе в экстренные службы); то поставят по адресу, который удобен телефонистам, а не жителям.

Взлёты и падения телефонных будок 

Год, число

1903 — 8

1909 — 28

1912 — 60

1915 — 93

1921 — 10

1991 — 33 992

1999 — 24 130.

Данные МГТС. В наше время из-за демонополизации рынка количество таксофонов не поддаётся исчислению.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 1706