Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Новые всходы на правовом поле

Законотворчество

05.09.2013 18:56

Предстоит фундаментальная работа по реформированию российского законодательства

На днях стартует очередная сессия Государственной Думы - сороковая по счёту. Она обе­щает стать знаменательной. Во всяком случае, наш собеседник — Председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин полагает, что в начинающемся политическом сезоне мы вступаем в новый период развития российского законодательства.

- Должен отметить, - говорит Владимир Плигин, - что по инициативе Совета законодателей, председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина в настоящее время ведётся подготовка сводного отчёта о развитии российского законодательства за последние двадцать лет. Работа носит весьма значимый, сказал бы даже — эпохальный характер, и мы признательны всем её участникам. В их числе хотел бы отметить прежде всего законодательные собрания субъектов Федерации, которым мы очень благодарны. В настоящее время в Государственную Думу представлено более 70 таких отчётов.

Они дают комплексное представление о развитии законодательства в наших регионах в течение последних 20 лет. Думаю, что читатели вашей газеты знают, что процесс формирования нового правового поля страны, начатый в середине ­90-х годов прошлого века, был крайне сложным. Непросто формировалось и региональное законодательство. Мы помним нашу новейшую историю и те проблемы, которые были связаны с определением статуса субъектов Федерации. Процесс, если так можно выразиться, юридического ухода Советского Союза был также неоднозначным. В целом ряде субъектов в конституциях обозначалась тема суверенитета региона. И надо отдать должное мудрости их руководителей и других тогдашних участников политического процесса, когда была признана ценность общих норм Конституции Российской Федерации, устанавливающей единый суверенитет на территории страны. И, таким образом, из правового поля был исключён вопрос о выходе или отсоединении какой-либо территории из её состава. Мне представляется, что, базируясь на этом общем подходе признания суверенитета Российской Федерации и верховенства федеральных законов на всей территории, удалось преодолеть сложности формирования правового поля. И этот во многом драматичный процесс, как свидетельствуют предоставленные нам отчёты, завершён: законодательство субъектов вписано в общее правовое пространство страны.

- Отчёты собраны, что будет с ними дальше?

- Хочу отметить, что эта работа с отчётами носит не отвлечённый, а сугубо практический смысл. Изучение представленных нам документов заставит федерального законодателя пересмотреть подходы к определению административной ответственности. Поскольку именно эта часть законодательства является наиболее «живой» и постоянно развивающейся. И именно в субъектах она наиболее адекватно учитывает местную специфику и ориентирована на те нарушения, которые там наиболее распространены.

Практически закончили предоставление отчётов и комитеты Государственной Думы. Соответственно, масштабность и предметность представленной информации, чёткая отраслевая ориентированность и показ динамики развития базовых нормативных актов, например, кодексов и основных федеральных законов, - всё это заставит нас по-новому посмотреть на задачи развития российского законодательства применительно к конкретным институтам.

Мы планируем пригласить для совместного анализа отчётов представителей правовой науки, специализированные институты. Полагаю, что к следующему заседанию Совета законодателей мы сможем более предметно доложить коллегам, как будет строиться дальнейшая работа. Уже предварительный анализ показывает, что за относительно небольшой исторический период времени была сделана фундаментальная работа по формированию российского законодательства. Законодательства, которое должно было заместить уходящие правоотношения и институты. Но хочу обратить внимание на то, что этот «замещающий» характер вызвал необходимость большого количества поправок к действующим нормативным актам, что вызвало некоторую их фрагментарность и частичную противоречивость. Отсюда — необходимость новых методологических подходов к разработке более совершенных нормативных актов, исходя не из красивости текстов, а из того, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью для государства, как это определено статьёй 2 Конституции. Именно эта нацеленность и должна стать главным требованием к каждому новому нормативному акту.

- Ваш комитет по определению стоит во главе процессов правового совершенствования институтов. Что планируется сделать в предстоящую сессию в этом направлении?

- Это прежде всего реализация предложения президента об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов. Поскольку именно они являются важнейшим институтом. Во-вторых, в осеннюю сессию, на­деюсь, начнёт формироваться практика коллективных обращений, связанных с изменением законодательства. Это известная инициатива, поддержанная президентом, о постановке в парламентскую повестку дня предложений, собравших более 100 тысяч подписей. Эти предложения при определённых условиях могут стать основой федеральных законов. ­В-третьих, продолжится работа над совершенствованием избирательного законодательства. Особенно в связи с итогами выборов сентября этого года. Это коснётся и вопросов избрания Государственной Думы, и соответствующий закон будет рассмотрен осенью во втором чтении.

- Не могу не затронуть вопрос об институте регистрации и законе о «резиновых» квартирах, который взбудоражил немало наших граждан.

- Мы продолжили консультации, в том числе и в связи с последними событиями в местах массового скопления мигрантов на московских рынках. Общество требует от нас возвратиться к решению вопроса «резиновых» квартир. Мы наметили целый ряд рабочих консультаций с Федеральной миграционной службой. И должен отметить, что опасения относительно того, что проживание у ближайших родственников без регистрации внутри одного муниципалитета будет преследоваться, абсолютно беспочвенны. Также сбалансированно будет решена и проблема с проживанием в соседнем субъекте Федерации, например в дачных домах. Однако я должен подчеркнуть, что требования государства по улучшению регистрационного учёта передвижения граждан не являются некими выдуманными требованиями. Они основаны на необходимости выполнения целого ряда обязанностей государства перед гражданами и граждан перед обществом и государством.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 636