Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Комсомольск в Амуре

Наша тема | Зона беды

05.09.2013 19:26

Стихийное бедствие вновь обнажило системные промахи властей

Пик наводнения придётся на 7-8 сентября и составит, по прогнозам, 8,4-8,5 метра (сейчас достигнута отметка 8,35 метра). 31 августа Президент России Владимир Путин издал указ о ликвидации последствий стихии. Потери бюджета составят от 81,4 до 130 миллиардов рублей. Они могли бы быть на треть меньше, если бы в России было более развито страхование. В том числе обязательное страхование недвижимости и промышленных объектов в опасных районах.

Ущерб и компенсации

Сообщений о погибших в результате наводнения пока не поступало. В той или иной степени пострадало более 135 тысяч человек. Согласно отчёту министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, за медицинской помощью обратились более 37 тысяч человек, из них десять тысяч детей. Госпитализированы более трёх тысяч человек.

Пока нет холодов, состояние здоровья людей не вызывает опасений. Но в продуваемых казармах (а то и в свинарниках) при минусовых температурах сложно не заболеть. К тому же вода размывает скотомогильники. Из них два неблагополучны по сибирской язве. Скоро вода начнёт спадать и эпидемиологическая обстановка может осложниться. Перечисленная 4 сентября «скорая финансовая помощь» из федерального бюджета в размере 12 миллиардов рублей направлена в основном на санитарные меры. Вероятно, эпидемий не допустят: контроль жёсткий.

Чего нельзя сказать о других сферах. 31 августа состоялось совещание по наводнению у Президента России Владимира Путина. Профильные министры отчитывались о принятых мерах и озвучивали предварительную оценку ущерба. При этом они в один голос подчеркивали, что итоговые цифры потерь окажутся гораз­до выше. Суммарно у них получилось 58 миллиардов рублей.

Суммы потерь будут только расти. Ведь пик наводнения не пройден. На 7-8 сентября ожидается повышение уровня Амура до 8,4-8,5 метра (пока достигнута отметка 8,35 метра).

Как показывает практика, например опыт Крымска, итоговая оценка ущерба обычно оказывается вдвое выше данной на пике разгула стихии. Есть ведь долго­срочные потери. Например, строительство дамбы в Хабаровске.

Так что огульно удваивать оценку профильных ведомств не будем, но весьма вероятно, что итоговая оценка потерь от стихии превысит 100 миллиардов рублей. Месяц наводнения обойдётся отечественной экономике не менее чем в три миллиарда долларов.

К ним надо добавить компенсации пострадавшим. 31 августа Президент России Владимир Путин издал указ №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения…» Наиболее объёмная статья расходов - компенсация за утраченное или повреждённое жильё. Владимир Путин заявил: «В других регионах, в частности в Краснодарском крае, мы исходили из того, что на семью из трёх человек мы выделяли в среднем два миллиона рублей на новое строительство. Нужно и здесь ориентироваться на эти цифры».

По мнению министров, из 13 тысяч подтопленных домов 38 процентов восстановлению не подлежат. Это почти пять тысяч домов, или десять миллиардов рублей из госбюджета. Повреждены ещё восемь тысяч жилых домов; средняя площадь дома составляет 60 квадратных метров. В указе Президента РФ определена компенсация в пять тысяч рублей за квадратный метр. Получаем 2,4 миллиарда рублей на ремонт.

Кроме того, в указе президента определено, что пострадавшие граждане получат из госбюджета по 110 тысяч рублей компенсации за утраченное имущество на каждого члена семьи.

Количество пострадавших пока точно неизвестно; последняя оценка - 135 тысяч человек. Будут ли все они юридически признаны пострадавшими? Компенсацию платят далеко не всем. Предположим, что три четверти обратившихся (как в Крымске) деньги получат. Это 100 тысяч человек, или 11 миллиардов рублей из госбюджета. В целом выплата компенсаций обойдётся бюджету не менее чем в 23,4 миллиарда рублей.

Кто будет платить?

Если брать только предварительные официальные оценки, ущерб составит 81,4 миллиарда рублей. Если исходить из реальности, которая обычно гораздо мрачнее первичных прогнозов, то экономика потеряла около 130 миллиардов рублей, или четыре миллиарда долларов.

Федеральный бюджет выделил на ликвидацию последствий серьёзные средства; это нормально и человечно. Ненормально, что страховых компаний в Дальневосточном регионе как будто нет.

В мировой практике широкое распространение получила схема «три трети». Госбюджет, бюджет региона и страховые компании вносят примерно равные доли. В России схема финансирования имеет вид 80/17/3. Причём 80 процентов выделяется из госбюджета; 17 процентов дают бюджеты пострадавших регионов и лишь 1-3 процента вносят страховые компании.

Видимо, уроки Крымска усвоены плохо: в России не страхуют не только жилые дома, но и промышленные и сельскохозяйственные объекты. Так, государственных сельхозпредприятий в Дальневосточном федеральном округе почти нет. Но посевы смыло, и теперь государству предъявляют счёт на 10,5 миллиарда рублей, да ещё с упущенной выгодой. А где же страховка?

То же касается промышленности и малого бизнеса: находящиеся в паводкоопасных районах предприятия не страхуют активы, надеясь на государство. Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре является оборонным предприятием, и я, как гражданин, понимаю, почему его потери надо компенсировать из бюджета: безопасность дороже. Но я не понимаю, почему налогоплательщики должны компенсировать потери утонувшего леспромхоза (ущерб лесной отрасли 500 миллионов рублей).

Видимо, необходим закон, обязывающий предприятия в опасных регионах страховать активы. Можно приравнять их к опасным объектам.

Видимо, необходимо вернуться к законопроекту об обязательном страховании недвижимости. Он вносился в Государственную Думу не раз: и в 2003-м, и в 2008-м, и в 2009-м. Последний раз такой законопроект поручил подготовить премьер-министр РФ Дмитрий Медведев почти год назад: 7 августа 2012 года, как раз по итогам наводнения в Крымске. Документ должны были внести в Государственную Думу до 1 октября 2012 года. Дмитрий Медведев тогда заявил: «Есть необходимость существования такого закона, который бы регулировал гражданскую ответственность и давал гарантию восстановления жилища, в том числе и за счёт страховых выплат».

Торможение инициатив

Страховщики приветствовали поручение премьер-министра. Глава экспертного совета по страхованию при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку, бывший глава Росстрахнадзора, бывший депутат Государственной Думы Александр Коваль: «Введение обязательного страхования имущества позволит переложить расходы, связанные с восстановлением утраченного жилья, на страховые компании, что уменьшит расходы бюджета на восстановление ущерба от событий, которые будут являться страховыми случаями».

Как видим, понимание проблемы в Государственной Думе есть. Но Минфин и совет при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства заявили, что обязательное страхование противоречит Конституции, Гражданскому кодексу и закону о страховом деле. В связи с этим поручение премьера выполнено не было.

А в конце июля, когда наводнение на Дальнем Востоке уже начиналось, замминистра финансов Алексей Моисеев заявил: «Мы хотим прийти к полному отказу от обязательного страхования».

Предложения об отказе от обязательного страхования и замене его вменённым содержатся и в стратегии развития страховой отрасли до 2020 года. Этот документ сейчас дорабатывается. Вменённое страхование означает, что по закону застраховаться надо, но государство не определяет тарифы. Возможно, это выход. Но уход государства из сферы регулирования тарифов может привести к тому, что для жителей и бизнеса в тех же паводкоопасных районах они окажутся завышенными.

Застраховать недвижимость от паводка в России пока можно только добровольно. В настоящее время застраховано всего три процента жилого фонда: зачем платить, когда можно не платить? Жаль, что стихия не знает юридических тонкостей.

мнения

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации:

«Украинская сторона выразила готовность безвозмездно принять на отдых и учёбу в Крыму 400 российских детей из пострадавших от наводнения районов Хабаровского края. Мы оперативно связались с врио губернатора края Вячеславом Шпортом, который согласился, что это хорошая возможность вывезти детей из зоны стихийного бедствия на период преодоления последствий разгула стихии».

Владимир Джабаров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от Законодательного собрания ЕАО:

«Представители бизнес-сообщества высказывают готовность помочь населению Еврейской автономной области (ЕАО), пострадавшему от масштабных паводков в русле реки Амур. Первые результаты встреч и переговоров с представителями бизнеса свидетельствуют о том, что они готовы рассмотреть вопрос об оказании благотворительной помощи населению пострадавших районов области.

В государственную программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года должны быть внесены коррективы по усилению гидротехнических защитных сооружений на этих территориях».

Николай Савельев, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель от исполнительного органа государственной власти Амурской области:

«Ведётся контроль за ситуацией по недопущению человеческих жертв, по обеспечению упорядоченной работы пунктов временного размещения, организации водоснабжения, проведению прививочных мероприятий. Развёрнуты военно-полевые госпитали Министерства обороны, Федерального медико-биологического агентства и МЧС, эвакуационные лагеря.

Основные усилия направлены на восстановление систем жизнеобеспечения. Особое внимание уделяется завозу топлива, картофеля и овощей, приобретению печек. В каждом населённом пункте создаются комплексные восстановительные группы. Их задача - оценка ущерба, контроль за выплатой материальной помощи населению».

Татьяна Заболотная, член Совета Федерации от Приморского края:

«Первая партия школьных принадлежностей, закупленных на средства неравнодушных людей, поступит на ближайшей неделе. Сбор средств продолжается. Нельзя оставаться в стороне, когда приходит беда. Наводнение - это страшное природное явление, которое приносит много страданий. Считаю, что общими усилиями можно помочь пострадавшим и в первую очередь детям, которым нужно идти в школу. Хочется сказать всем спасибо, кто откликнулся для оказания посильной помощи пострадавшим семьям».

информация избиркома

Как будут голосовать в затопленных районах?

В единый день голосования, 8 сентября, на избирательные участки придут и жители районов, пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке, - Хабаровского края, Амурской области и Еврейской автономной области. Избирательная комиссия Хабаровского края особое внимание уделяет паводковой ситуации на реке Амур, поэтому местные избирательные комиссии всех уровней держат под контролем ситуацию и при необходимости проведут мероприятия по переносу избирательных участков, оперативно оповестив об этом жителей.

По данным избиркома в Приамурье, затоплены оказались более 40 районных избирательных участков, залиты кабинки для голосования ещё в ряде районов, а в шести районах наблюдаются перебои с телефонной связью. Активно ведутся работы по переносу в подходящие места районных избирательных участков. Глава амурского избиркома Николай Неведомский отметил, что к 8 сентября подготовка к выборам завершится, а работники избирательных комиссий в случае необходимости обеспечат доставку избирателей в пункты для голосования.

ЦИК России, в свою очередь, предложил Министерству энергетики и МЧС уделить особое внимание бесперебойному энергоснабжению помещений для голосования, расположенных в зоне подтопления. ЦИК также обратился к избиркомам этих регионов с просьбой быть в постоянном контакте с МЧС и незамедлительно информировать ведомство о случаях нарушения энергоснабжения в помещениях для голосования.

Бремя ущерба делят государство, регионы и страховщики

Любое стихийное бедствие означает мгновенный и огромный ущерб для экономики. Но в экономически развитых странах в подобных ситуациях всё просчитывается и меры для минимизации ущерба принимаются заранее.

Одним из крупнейших в истории Европы стало наводнение в мае - июне нынешнего года. От разлива Эльбы и Дуная и их притоков больше всех пострадала Германия. Но досталось Чехии, Бельгии, Австрии, Словакии, Венгрии, Польше, даже Швейцарии. Паводок дошёл до Румынии, Хорватии, Сербии и закончился на Украине, в Белоруссии и Молдове. Погибли 24 человека, более 20 тысяч лишились крова. Совокупный ущерб экономике Евросоюза составил 12 миллиардов евро, или 16 миллиардов долларов. Последствия ликвидировали за три месяца.

В Евросоюзе есть пять источников покрытия ущерба от природных катастроф. Прежде всего это сам Евросоюз в лице Еврокомиссии и соответствующих фондов. Они перечислили 2,7 миллиарда евро (3,5 миллиарда долларов). Затем настал черёд отдельных государств. Суммы перечислений из госбюджетов разнились в зависимости от ущерба в конкретной стране; в совокупности они составили около 3,2 миллиарда долларов.

Наибольшая нагрузка легла на региональные бюджеты. Земли, провинции и кантоны собрали около 4,4 миллиарда долларов. Ещё 3,9 миллиарда долларов было получено от страховых компаний, причём европейские суды довольно жёстко заставляли их платить. Оставшийся один миллиард долларов был получен от благотворительных организаций - как от местных, так и международных. Гуманитарной помощи Евросоюз не просил.

По той же схеме ликвидировались и последствия более ранних наводнений в Европе. Так, ущерб от наводнения в 2002 году составил 16,5 миллиарда долларов, из которых 3,4 миллиарда покрыли страховые компании. Сравнив два бедствия, увидим: в 2002-м Евросоюз покрыл 23 процента ущерба, в 2013-м - 22 процента; госбюджеты - 25 процентов и 20 процентов соответственно; регионы - 25 процентов и 27,5 процента; страховщики - 22 процента и 24,5 процента; благотворители - 5 процентов и 6 процентов. Доля участия госбюджетов в ликвидации последствий наводнений снижается, а доля остальных участников - особенно страховых компаний - ­растёт.

На другой стороне планеты схема примерно та же. В июне случилось мощное наводнение в канадской провинции Альберта. Погибших не было, но 75 тысяч человек пришлось эвакуировать. Ущерб составил три миллиарда долларов, из которых один миллиард (треть) внесли страховые компании; 40 процентов, или 1,2 миллиарда, покрыл бюджет провинции, а 0,8 миллиарда (26 процентов) пришлось взять из бюджета Канады. Оставшиеся 300 миллионов долларов (или один процент) составила благотворительная помощь. Видимо, за океаном люди более прижимистые, чем в Европе.

Жадность иногда переходит в мародёрство, как это случилось в Новом Орлеане во время одного из крупнейших наводнений в истории США в мае, в августе 2005 года (ураган «Катрина»). В 2011 году наводнение в городах Новый Орлеан и Мемфис повторилось. Причём Новый Орлеан ещё не успел восстановиться после урагана «Катрина», который, помимо прочего, разрушил дамбу. Погибли 24 человека, более 25 тысяч были эвакуированы. Тем не менее экономический ущерб составил всего 1,5 миллиарда долларов, что для крупного наводнения немного. Погашение распределилось по третям: федеральный центр, власти пострадавших штатов и страховые компании внесли примерно по 500 миллионов долларов.

Особенностью американской системы борьбы со стихийными бедствиями является выкуп государством пострадавших земель. В Европе этот метод неприменим: земля заселена слишком густо, а в России мог бы и пригодиться. В США бедствия (например, ураганы) идут полосой; легче предсказывать. Государство предпочитает выкупить опасные земли и разбить на них парки, а людей переселить. Федеральная программа действует с 1928 года; она была принята после Великого наводнения на Миссисипи в 1927 году (тогда погибли 246 человек и более 700 тысяч остались без крова).

За 85 лет действия программы она ни разу не замораживалась. Великая депрессия и Вторая мировая война вызывали лишь сокращение ассигнований. В настоящее время бюджет США тратит на эти цели по ­300-350­ миллионов долларов в год, но эти деньги следует отнести не на ликвидацию последствий, а на систему предупреждения катастроф. После урагана «Катрина» ассигнования были резко увеличены.

Август 2005 года принёс самый разрушительный в истории США ураган «Катрина». Вроде бы отлаженная система ликвидации последствий катастроф дала сбой. Погибли 1600 человек (а не 1470, как утверждали вначале); 80 процентов площади Нового Орлеана оказалось разрушено и затоплено; без крова остались около трёх миллионов человек. Экономический ущерб составил астрономические 125 миллиардов долларов. Специальным постановлением конгресса США на ликвидацию последствий было выделено 110 миллиардов долларов. Впервые с 1927 года ликвидировать последствия катастрофы пришлось в основном (на 88 процентов) за счёт федерального бюджета.

Страховые компании тогда объявили об общем форс-мажоре и массовом банкротстве. Их доля в ликвидации последствий ущерба оказалась мизерной - всего 1,5 миллиарда долларов, чуть более одного процента. Бюджеты пострадавших штатов внесли 12,5 миллиарда долларов. Оставшийся один миллиард долларов пришёлся на гуманитарную помощь, в том числе из России.

Из «Катрины» американцы извлекли много уроков. Было серьёзно изменено страховое законодательство: теперь страховщики уже не могут столь лихо отказаться от платежей. Увеличились ассигнования на инженерные войска, национальную гвардию и другие компоненты системы гражданской обороны. Была обновлена система предупреждений, разработаны планы массовой (в миллионных масштабах) эвакуации пострадавших.

Основной тренд в мире таков: финансирование ликвидации последствий катастроф берут на себя регионы и страховые компании. Государство в стороне не стоит, а пострадавшим регионам потом старается помочь. Но в одиночку госбюджет со стихией не борется. Разве что совсем уж страшный тайфун на голову обрушится.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 609