Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Губернаторы назовут своих кандидатов в сенаторы

Единый день голосования

05.09.2013 19:18

Новая модель формирования Совета Федерации повысит престиж палаты в обществе, убеждены участники круглого стола в пресс-центре «Парламентской газеты»

В эти выходные закон о новом порядке формирования Совета Федерации пройдёт первую практическую «обкатку». В единый день голосования вместе с губернаторами в восьми российских регионах будут определены и кандидаты в сенаторы. Какие проблемы таит в себе новый избирательный механизм, как он повлияет на будущий состав палаты регионов, станет ли постоянным или потребует существенной корректировки? Ответы на эти и другие вопросы наши эксперты попытались найти в ходе круглого стола, состоявшегося в пресс-центре «Парламентской газеты».

Соответствуя Конституции

8 сентября в центре внимания окажутся не только будущие губернаторы ряда регионов, но и те, кто станет в Совете Федерации представителями исполнительной власти ряда субъектов России.

Напомним, что по закону каждый претендент в губернаторы заявляет о трёх кандидатах в члены Совета Федерации. Из них место в палате в случае победы «своего» губернатора займёт только один. Двое других останутся в ближайшем резерве - на случай, если по каким-то причинам действующий сенатор от региона сложит свои полномочия.

Вокруг этого механизма формирования Совета Федерации на медиапространстве сломано немало копий. Главный спор развернулся вокруг того, что выборность сенаторов от исполнительной власти законодательно не реализована, кандидата в Совет Федерации по сути определяет глава региона. Почему так, а не иначе - об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и орга­низации парламентской деятельности Олег Пантелеев, один из авторов закона о новом порядке формирования палаты. Выбирать сенаторов прямым голосованием, считает он, значит нарушать Конституцию, поскольку Основной закон выборов в Совет Федерации не предусматривает. Олег Пантелеев напомнил, что сенаторов выбирали только первые два года работы ­Совета Федерации. «Таковы были особенности переходного периода, - пояснил он. - Между тем в Конституции чётко определено: члены Совета Федерации представляют регион, но не избираются».

Тем не менее вопрос о том, чтобы все члены палаты регионов участвовали в избирательном процессе, в обществе ставился неоднократно. Ведь налицо явный дисбаланс: представителями от законодателей в Совете Федерации становятся прошедшие местные выборы депутаты разного уровня - муниципального, регионального или федерального. А вот от исполнительной власти сенаторы назначаются, чтобы не противоречить Основному закону. На эту коллизию обратил внимание замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин: «20 лет назад в нашей Конституции появилась непонятная с точки зрения политического права запись: члены Совета Федерации «представляют законодательную и исполнительные органы власти». То есть «исполнители» становятся частью законодательной власти, и это полностью противоречит принципу разделения ветвей власти! И теперь законодателям приходится изощряться, чтобы установить хоть какую-то выборность сенаторов, представляющих исполнительную власть региона».

По мнению политологов, решить проблему можно только поправками в Конституцию, изменив в соответствующей статье формулировку, касающуюся формирования Совета Федерации. Законодатели, однако, против такого шага. «Кто-то из великих сказал: «Если хочешь ухудшить Конституцию - улучшай её», - заметил Олег Пантелеев. - Поэтому мы стараемся Основной закон не трогать».

О «джокерах» и «гирях»

Эксперты признают: новый механизм формирования Совета Федерации содержит в себе потенциал для качественного обновления состава палаты парламента. Понятно, что с «гирей на ногах» в лице неугодного населению кандидата в сенаторы потенциальный губернатор не пойдёт. Не случайно в «сенаторской связке» у кандидатов в градоначальники и в главы регионов на нынешних выборах в основном знаковые фигуры. Например, у Сергея Собянина это вице-спикер Госдумы Людмила Швецова, олицетворяющая собой социально ориентированную политику. В Магаданской области для кандидата Владимира Печёного «джокером» является действующий сенатор Владимир Кулаков.

Кроме того, по мнению экспертов, прохождение кандидатами в сенаторы «чистилища» региональных выборов поможет окончательно разрушить миф о Совете Федерации как о некоем закрытом клубе для богатых людей. Президент Центра социальных и политических исследований, член Общественной палаты Георгий Фёдоров заметил, что теперь же любой избиратель получает возможность наблюдать, кого в качестве сенаторов ведёт за собой губернатор: «Это очень важно потому, что Совет Федерации становится понятным с точки зрения формирования».

С тем что новая модель формирования Совета Федерации повысит престиж палаты в обществе, согласен и директор Института политических исследований Сергей Марков. Впрочем, считает он, эта модель неидеальна. «Мне кажется, она носит переходный характер, пока страна движется от стабилизации политической системы к созданию эффективных механизмов политической конкуренции», - считает политолог.

Право вето как право выбора

Своя точка зрения у Сергея Маркова и на роль избирателя в формировании Совета Федерации. «Это не право выбора, которое остаётся за губернатором, а скорее право вето, которое может использовать избиратель», - считает он. То есть каждый гражданин может им воспользоваться, не голосуя за того или иного кандидата в губернаторы, если ему не по душе кандидатура сенатора.

Коллеги поддержали Сергея Маркова - по их мнению, новый механизм выдвижения сенаторов позволяет раскрыть карты власти. Раньше губернатор после избрания волен был делегировать в Совет Федерации кого угодно, проведя кандидатуру через местное заксобрание. Значит, власть стала прозрачней и более подконтрольной обществу, что вполне соответствует логике развития политической системы. При этом, однако, появляются свои риски. Их назвал завкафедрой политической социологии Московской высшей школы социальных и экономических наук Василий Жарков: «Один из рисков связан с низким уровнем участия населения в политической жизни. Соцопросы показывают, что на протяжении последних 20 лет политически активных россиян лишь пять-семь процентов. До 80 процентов населения никогда не интересовались политической деятельностью. С одной стороны, это обеспечивает стабильность системы. Но с другой - не развиваются политические институты. Постепенность в этом процессе, выражающаяся в том числе в новом порядке формирования палаты регионов, всё же наметилась, и это можно только приветствовать».

По общему мнению экспертов, нынешняя модель формирования сенаторского корпуса продержится не один год, а как минимум несколько избирательных сроков. И вероятность того, что граждане согласятся с таким подходом, также очень велика.

наша справка

В единый день голосования, 8 сентября, пройдут выборы мэра Москвы и глав девяти регионов. В Ингушетии и Дагестане, где нет прямых выборов, руководителей этих республик выберут региональные законодатели. Прямыми выборами будут избраны главы исполнительной власти в Магаданской, Владимирской и Московской областях, Хабаровском и Забайкальском краях, на Чукотке, в Хакасии.

Что касается «партийности» завершившейся избирательной кампании, то примечательно, что в этом году то или иное участие в выборах приняли 53 политические партии из тех 54, которые могут выдвигать своих кандидатов. Такой политической палитры не было ещё ни на одних региональных выборах. Всего заявки на участие в кампаниях подали 93 кандидата, но зарегистрировано было 40. Из них 28 от парламентских партий, 11 - от партий, не представленных в законодательном органе страны, и один самовыдвиженец. Партийная составляющая и альтернативность в очень многих избирательных кампаниях, включая выборы мэров и органов местного самоуправления, заметно усилилась.

Итоги сентябрьских выборов, без сомнения, будут анализироваться всеми участниками политического процесса. Но уже очевидно, что после выборов 8 сентября новые политические механизмы, в числе которых альтернативность, дискуссионность, повысят ответственность политических элит, а значит, и повысят качество принимаемых ими решений.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 509