Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Три «НО» к закону о военной службе

Перекрёсток мнений

08.08.2013 15:19

По данным Фонда «Общественное мнение», 63 процента россиян считают, что в армии должен служить каждый молодой человек. При этом лишь 11 процентов полагают, что юноши сегодня хотят служить в армии. Чтобы повысить привлекательность военной службы по призыву, в конце весенней сессии парламентарии приняли поправки к законам «О статусе военнослужащих» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которыми те, кто отслужил «срочную», будут иметь преимущества в получении второго высшего образования и при поступлении на госслужбу. Своей точкой зрения по поводу принятого документа с «Парламентской газетой» поделились член Совета Федерации Константин Добрынин и депутат Государственной Думы Франц Клинцевич.

Под занавес летней сессии Совет Федерации чуть было не отклонил закон, направленный на повышение престижа военной службы. Жаркие споры на Совете палаты местами даже напоминали боевые действия. В результате приняли соломоново решение: документ принимаем, но до его вступления в силу вносим поправки. 

В частности, в соответствии с этим законом гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых президентом и Правительством Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами. С этим никто не спорит - определённые преимущества для граждан, прошедших военную службу по призыву, действительно повышают престиж этой самой службы. Но вот что делать с таким понятием, появившимся в законе, как «гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований»? Более того, такой гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а также не может находиться на государственной гражданской службе.

С первого взгляда — отличное положение, если бы не одно «но» в виде части 4 статьи 32 Конституции, в соответствии с которой все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Есть и второе «но» в виде статьи 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая обеспечивает равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

Более того, есть и третье скучное «но» в виде Определения Конституционного суда РФ от 27 октября 2000 года №217-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Паукова Александра Васильевича на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 13 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому федеральный законодатель вправе закрепить в законе определённые требования к кандидатам на те или иные должности в органах государственной власти. Необходимость такого регулирования может быть вызвана особыми требованиями к отдельным замещаемым должностям. Эти ограничения связаны с особенностями прохождения определённых видов государственной службы.

Однако установление ограничений к отдельным должностям не означает возможности ограничивать те или иные категории граждан в праве на доступ к государственной службе, и в этом весь конституционный фокус.

Да, чуть не забыл — теперь согласно статье 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» полномочия по вынесению заключения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложено на призывную комиссию или на военного комиссара.

Пытались ли мы на стадии рассмотрения закона в Госдуме исправить эти положения? Ответ: пытались, и я даже вносил туда поправку к проекту рассматриваемого закона. Она была, увы, отклонена.

Теперь, после яркой дискуссии и публичного обсуждения недостатков и несомненных достоинств закона, мы с коллегой-сенатором Андреем Клишасом, исполняя протокольное поручение, разработали проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения ограничений, связанных с государственной службой и муниципальной службой», основная идея которого — лишение гражданина права находиться на государственной службе и муниципальной службе может осуществляться только на основании обвинительного приговора суда, а не решением призывной комиссии.

За что были названы некоторыми СМИ представителями «пацифистски настроенных «белых воротничков» - мол, ничего мы в армии не понимаем. В армии, может, чего-то и не понимаем. Зато в Конституции — понимаем.

Отслужил — получи преимущества

Документ направлен не против тех, кто был освобождён от армейской службы на законных основаниях, а против уклонистов. Они должны сидеть в тюрьме, но сегодня положение дел таково, что у парней есть возможность и в армии не служить, и в тюрьму не попасть.

Сейчас уклонистами считаются только те, кто расписался в повестке, но не явился на сборный пункт. Таких граждан в стране около семи тысяч, но ещё 240 тысяч различными способами избежали вручения повестки.

В получении повестки сегодня обязан расписываться только сам призывник, а не, например, его родители, что позволяет молодому человеку «бегать» до 27 лет и повестку так и не получить. Когда-то вместе с председателем Комитета Совета Федерации по обороне Виктором Озеровым я предлагал принять закон о том, чтобы вменить в обязанность получение повестки самому призывнику. В том документе было прописано, что если в течение 15 суток после объявления призывной кампании он в военкомат не является, то его ждёт либо штраф в 300 тысяч рублей, либо арест. Наше предложение, к сожалению, не прошло. Поэтому я поддерживаю, любые изменения, направленные на повышение престижа военной службы. Вопреки распространённому заблуждению, он не запрещает поступать на госслужбу неслужившим, а даёт тем, кто прошёл армию, преимущественное право замещать государственные должности.

В документе есть и такая норма: если молодой человек, уже окончивший вуз, захочет после службы продолжить своё обучение, то при условии положительной характеристики от командира он может претендовать на грант на бесплатное получение второго высшего образования, в том числе и за границей.

Принятый закон очень своевременен, и — особо хочу подчеркнуть - подобные нормы сегодня есть практически во всех странах, где существует служба по призыву.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 704