Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Пьянству - бой. Как не проиграть его?

Социум

06.06.2013 16:20

Современной России нужна эффективная профилактика алкоголизма

Решение демографической проб­лемы - приоритетное направление социальной политики государства. Показателями её эффективности являются и повышение рождаемости, и снижение уровня смертности населения. При этом уровень смертности тесно связан с проводимой государством алкогольной политикой.

Руководитель отделения Московского НИИ психиатрии док­тор медицинских наук Александр Немцов, анализируя результаты статистических данных с 1956 по 2009 год, отметил синхронность изменения двух видов смертности — общей и от отравления алкоголем. Он утверждает, что по причинам, связанным с употреблением алкоголя, в России умирают в год 351,7 тысячи мужчин и 135,1 тысячи женщин, всего: 486,8 тысячи человек.

Нельзя не признать правоту главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, который, говоря о борьбе с пьянством и алкогольными отравлениями, сказал: «Главным критерием эффективности работы власти сегодня является кладбище».

Низкая продолжительность жизни в нашей стране свидетельствует, в том числе, о непродуманности алкогольной политики, неэффективности её реализации в российских регионах.

В 2009 году Правительством РФ была принята Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией на период до 2020 года. Была поставлена задача: снизить душевое потребление алкоголя к 2013 году на 15 процентов, а к 2020 году - уже на 55 процентов. Предполагались и изменения в структуре потребления алкоголя — водку должны постепенно вытеснять слабоалкогольные напитки.

Однако, по официальным данным Росстата, в 2012 году производство водки в России увеличилось на 13,2 процента, а производство вина и пива сократилось - на 9,2 и 2,1 процента соответственно. И это — далеко не единственный пример, доказывающий, что концепция является не более чем декларативным документом. Она не стала руководством к действию, прежде всего — для региональных властей. В ней отсутствует чёткий план реализации заявленных целей, не прописаны конкретные шаги, сроки их проведения и ответственность должностных лиц, не разработаны контрольные показатели эффективности.

Таким образом, продолжается традиционная для последних десятилетий алкогольная политика, характеризующаяся бессистемностью принимаемых мер. Мы боремся то с виноградниками, то с пивным хмелем, шарахаемся от одного запрета к другому, запрещаем разрешённое, разрешаем запрещённое…

Например, на заседании меж­фракционной рабочей группы по защите прав предпринимателей Госдумы одобрили законопроект, вносящий поправки в Закон «О рекламе». Он призван скорректировать запрет на рекламу алкоголя в СМИ, введённый совсем недавно — с 1 января 2013 года. В поправках предлагается разрешить рекламу вина — иначе невозможно выйти на рынок российским фермерским хозяйствам и малым предприятиям.

Такая же участь может ожидать и предлагаемое к обсуждению депутатами поднятие до 21 года возрастной планки, по достижении которой человек может купить алкоголь. Однако, вводя новые запреты, надо быть убеждённым в наличии средств контроля за их исполнением. Если «обходные пути» будут простыми — это лишь ухудшит ситуацию. Борьба с пьянством сегодня малоэффективна, потому что осуществляемые меры зачастую не обоснованы ни научно, ни экономически. Большая их часть основана на обманчиво простой идее — запретить. Но, помимо ограничительных мер, должны быть и меры, так сказать, созидательные, предлагающие что-то взамен. Кроме того, любая новая мера должна быть продумана с точки зрения эффективности и обеспечена возможностями контроля за её исполнением.

По сравнению с европейскими странами, где в потреб­лении доминирует либо вино (например, Франция и Португалия), либо пиво (Германия, Финляндия), в России, по мнению некоторых экспертов, доля крепких алкогольных напитков приближается к 90 процентам — с учётом суррогатов и нелегального алкоголя. При этом ещё в 80-е годы прошлого века Всемирная организация здравоохранения рекомендовала правительствам вести работу по изменению структуры потребления алкоголя в сторону преобладания слабоалкогольных напитков — вина и пива, при общем снижении уровня потребления алкоголя.

Снижение уровня смертности в Европе, рост продолжительности жизни — в этих достижениях велика роль успешной политики государств в сфере потребления алкоголя. Велась эта работа кропотливо и комплексно, на протяжении десятилетий. И мы не должны быть наивными и рассчитывать на мгновенный эффект, поддаваться иллюзиям слишком простых решений.

Участвовать в решении проб­лемы злоупотребления алкоголем в нашей стране готовы многие институты общества. Церковь, научное сообщество, представители бизнеса, различные объединения граж­дан и некоммерческие организации — все они действуют на этом направлении, но действуют разобщённо, без общего плана действий и ориентиров эффективности.

«Необходимо эффективно объединить усилия всех участников процесса борьбы за трезвый образ жизни россиян. Для этого следует разработать систему конкретных мер, содержащую механизмы и сроки их исполнения с конечными и промежуточными результатами. К разработке необходимо привлечь учёных, причём не только специалистов-наркологов, но и психологов, социологов, педагогов и экономистов. Мнения учёных, результаты научных исследований должны учитываться при разработке мер алкогольной политики, а также для определения индикаторов её эффективности и регулярного мониторинга меняющейся ситуации», - считает директор Национального центра мониторинга общественного здоровья и содействия здоровому образу жизни Татьяна Миронова.

Необходима комплексная политика, которая должна содержать чёткие ориентиры для региональных властей. Напомним, что, согласно Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупот­ребления алкогольной продукцией на период до 2020 года, в субъектах Российской Федерации должны быть разработаны региональные программы по снижению алкоголизации населения, однако сделано это далеко не везде.

Национальный центр мониторинга общественного здоровья и содействия здоровому образу жизни разработал и приступил к реализации в российских регионах проекта «Форум общественное здоровье». Целью проекта является объединение усилий государства, общества, науки и бизнеса для разработки и реализации системы мер, направленных на профилактику злоупотребления алкоголем. Он предполагает проведение исследований, позволяющих выявить особенности ситуации с употреблением алкоголя в том или ином регионе; организацию публичных слушаний; работу с молодёжью; осуществление профилактики факторов риска для здоровья на рабочих местах.

Последнее невозможно без активного участия профсоюзов и работодателей в борьбе за трезвость. «На предприятиях никто не занимается профилактикой алкоголизма. Если кто-то пьёт - выгоняют и берут на замену таких же», - отмечает главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн.

Пьянство — проблема социальная, и, чтобы решить её, необходимо консолидировать усилия всего общества. И тогда будет расти число россиян, для которых трезвость действительно станет нормой жизни.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 618