Пьянству - бой. Как не проиграть его?
Социум
Современной России нужна эффективная профилактика алкоголизма
Решение демографической проблемы - приоритетное направление социальной политики государства. Показателями её эффективности являются и повышение рождаемости, и снижение уровня смертности населения. При этом уровень смертности тесно связан с проводимой государством алкогольной политикой.
Руководитель отделения Московского НИИ психиатрии доктор медицинских наук Александр Немцов, анализируя результаты статистических данных с 1956 по 2009 год, отметил синхронность изменения двух видов смертности — общей и от отравления алкоголем. Он утверждает, что по причинам, связанным с употреблением алкоголя, в России умирают в год 351,7 тысячи мужчин и 135,1 тысячи женщин, всего: 486,8 тысячи человек.
Нельзя не признать правоту главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, который, говоря о борьбе с пьянством и алкогольными отравлениями, сказал: «Главным критерием эффективности работы власти сегодня является кладбище».
Низкая продолжительность жизни в нашей стране свидетельствует, в том числе, о непродуманности алкогольной политики, неэффективности её реализации в российских регионах.
В 2009 году Правительством РФ была принята Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией на период до 2020 года. Была поставлена задача: снизить душевое потребление алкоголя к 2013 году на 15 процентов, а к 2020 году - уже на 55 процентов. Предполагались и изменения в структуре потребления алкоголя — водку должны постепенно вытеснять слабоалкогольные напитки.
Однако, по официальным данным Росстата, в 2012 году производство водки в России увеличилось на 13,2 процента, а производство вина и пива сократилось - на 9,2 и 2,1 процента соответственно. И это — далеко не единственный пример, доказывающий, что концепция является не более чем декларативным документом. Она не стала руководством к действию, прежде всего — для региональных властей. В ней отсутствует чёткий план реализации заявленных целей, не прописаны конкретные шаги, сроки их проведения и ответственность должностных лиц, не разработаны контрольные показатели эффективности.
Таким образом, продолжается традиционная для последних десятилетий алкогольная политика, характеризующаяся бессистемностью принимаемых мер. Мы боремся то с виноградниками, то с пивным хмелем, шарахаемся от одного запрета к другому, запрещаем разрешённое, разрешаем запрещённое…
Например, на заседании межфракционной рабочей группы по защите прав предпринимателей Госдумы одобрили законопроект, вносящий поправки в Закон «О рекламе». Он призван скорректировать запрет на рекламу алкоголя в СМИ, введённый совсем недавно — с 1 января 2013 года. В поправках предлагается разрешить рекламу вина — иначе невозможно выйти на рынок российским фермерским хозяйствам и малым предприятиям.
Такая же участь может ожидать и предлагаемое к обсуждению депутатами поднятие до 21 года возрастной планки, по достижении которой человек может купить алкоголь. Однако, вводя новые запреты, надо быть убеждённым в наличии средств контроля за их исполнением. Если «обходные пути» будут простыми — это лишь ухудшит ситуацию. Борьба с пьянством сегодня малоэффективна, потому что осуществляемые меры зачастую не обоснованы ни научно, ни экономически. Большая их часть основана на обманчиво простой идее — запретить. Но, помимо ограничительных мер, должны быть и меры, так сказать, созидательные, предлагающие что-то взамен. Кроме того, любая новая мера должна быть продумана с точки зрения эффективности и обеспечена возможностями контроля за её исполнением.
По сравнению с европейскими странами, где в потреблении доминирует либо вино (например, Франция и Португалия), либо пиво (Германия, Финляндия), в России, по мнению некоторых экспертов, доля крепких алкогольных напитков приближается к 90 процентам — с учётом суррогатов и нелегального алкоголя. При этом ещё в 80-е годы прошлого века Всемирная организация здравоохранения рекомендовала правительствам вести работу по изменению структуры потребления алкоголя в сторону преобладания слабоалкогольных напитков — вина и пива, при общем снижении уровня потребления алкоголя.
Снижение уровня смертности в Европе, рост продолжительности жизни — в этих достижениях велика роль успешной политики государств в сфере потребления алкоголя. Велась эта работа кропотливо и комплексно, на протяжении десятилетий. И мы не должны быть наивными и рассчитывать на мгновенный эффект, поддаваться иллюзиям слишком простых решений.
Участвовать в решении проблемы злоупотребления алкоголем в нашей стране готовы многие институты общества. Церковь, научное сообщество, представители бизнеса, различные объединения граждан и некоммерческие организации — все они действуют на этом направлении, но действуют разобщённо, без общего плана действий и ориентиров эффективности.
«Необходимо эффективно объединить усилия всех участников процесса борьбы за трезвый образ жизни россиян. Для этого следует разработать систему конкретных мер, содержащую механизмы и сроки их исполнения с конечными и промежуточными результатами. К разработке необходимо привлечь учёных, причём не только специалистов-наркологов, но и психологов, социологов, педагогов и экономистов. Мнения учёных, результаты научных исследований должны учитываться при разработке мер алкогольной политики, а также для определения индикаторов её эффективности и регулярного мониторинга меняющейся ситуации», - считает директор Национального центра мониторинга общественного здоровья и содействия здоровому образу жизни Татьяна Миронова.
Необходима комплексная политика, которая должна содержать чёткие ориентиры для региональных властей. Напомним, что, согласно Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией на период до 2020 года, в субъектах Российской Федерации должны быть разработаны региональные программы по снижению алкоголизации населения, однако сделано это далеко не везде.
Национальный центр мониторинга общественного здоровья и содействия здоровому образу жизни разработал и приступил к реализации в российских регионах проекта «Форум общественное здоровье». Целью проекта является объединение усилий государства, общества, науки и бизнеса для разработки и реализации системы мер, направленных на профилактику злоупотребления алкоголем. Он предполагает проведение исследований, позволяющих выявить особенности ситуации с употреблением алкоголя в том или ином регионе; организацию публичных слушаний; работу с молодёжью; осуществление профилактики факторов риска для здоровья на рабочих местах.
Последнее невозможно без активного участия профсоюзов и работодателей в борьбе за трезвость. «На предприятиях никто не занимается профилактикой алкоголизма. Если кто-то пьёт - выгоняют и берут на замену таких же», - отмечает главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн.
Пьянство — проблема социальная, и, чтобы решить её, необходимо консолидировать усилия всего общества. И тогда будет расти число россиян, для которых трезвость действительно станет нормой жизни.