Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Коммунальщики под присмотром

Наша тема: общественный контроль

06.06.2013 19:45

Открытая информация о деятельности ЖКХ способна решить многие проблемы в этой сфере

Пора заняться делом

На недавнем заседании Госсовета Владимир Путин раскритиковал федеральных чиновников за отсутствие кардинальных перемен в сфере ЖКХ вопреки предпринимаемым усилиям. Россиян не устраивает качество услуг, недобросовестное отношение коммунальщиков к управленческим обязанностям и постоянный рост тарифов. «Здесь раздолье для тех, кто привык стричь купоны, не вкладывая при этом ни копейки», - считает глава государства.

Руководитель Министерства регионального развития Игорь Слюняев предложил свой рецепт исправления ситуации: нужно сформировать сеть общественных организаций в ЖКХ, создать центры общественного контроля и принять федеральную целевую программу по реконструкции отрасли. Владимир Путин на это отреагировал резко: он ждёт не голословных предложений, а консолидированной позиции Правительства на этот счёт.

Учитывая, что предложения Правительства должны быть представлены президенту до 15 июля, есть надежда на появление в скором времени конкретных алгоритмов общественного контроля в сфере ЖКХ. Тем более что для этого готовится законодательная база.

Государственной Думой в первом чтении принят законопроект о создании единого информационного пространства в сфере ЖКХ. Теперь граждане смогут сами посчитать, правильно ли начислены суммы квартплаты, и высказать недовольство по качеству предоставляемых услуг.

Картина дня

Скандалы вокруг жилищно-коммунального хозяйства часто сводятся к обвинению управляющих компаний в воровстве и необоснованных поборах. Сейчас тарифы в регионах устанавливаются региональными энергетическими комиссиями и ежегодно утверждаются местными органами власти. Кроме того, они определяют региональный стандарт стоимости коммунальных услуг на одного человека — максимально допустимую долю расходов на оплату этих услуг. Однако указанную в квитанциях конечную стоимость и суммы разовых сборов проконтролировать трудно из-за того, что процесс их регулирования отдан на откуп управляющим компаниям. Доступ к их базам данных для сторонних лиц ограничен. Определение сумм единовременных сборов и надбавок должно происходить по инициативе управляющего по согласованию с жильцами. Решение может быть принято только большинством голосов. Однако де-факто такое происходит крайне редко.

Любой житель может самостоятельно попытаться найти истинные расценки и объёмы выполненных работ, но для этого потребуется недюжинное терпение и свободное время, как правило, в разгар рабочего дня. Человеку придётся самому найти подрядные организации, запросить у них данные о выполненных работах и выставленных управляющим организациям счетах.

По мнению создателей, законопроект «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» станет первым шагом на пути к чёткой, а главное — открытой системе функционирования ЖКХ.

По букве закона

Закон не сможет заменить вечно лопающиеся трубы и улучшить очистку воды, но его авторы считают, что информационная система сможет решить другие проблемы ЖКХ: выявлять недобросовестные управляющие компании и отследить нерациональные траты денег граждан.

По мнению депутата Государственной Думы Владимира Парахина, одна из проблем — недовольство людей ростом платежей за коммунальные услуги при плохом их качестве. Обоснованность тарифов можно проверять только при прозрачности и подконтрольности системы ЖКХ.

Вероятно, с внедрением информационной системы жильцам перестанут приходить счета с баснословными суммами, как это было в январе во многих районах Санкт-Петербурга. Тогда владелице малогабаритной квартиры в Адмиралтейском районе только за отопление пришлось выложить шесть тысяч рублей.

С момента вступления в силу этого закона информация о ЖКХ должна собираться, храниться и обрабатываться в открытом доступе — паспорте многоквартирного дома. В таком случае каждый гражданин и государственные службы контроля смогут проверить качество, сроки и стоимость работ, исполняемых подрядными и управляющими организациями. Открытое ЖКХ должно стать пунктом программы об электронном правительстве.

Общая база будет заполняться подрядчиками. Проигнорировать новую повинность у них не получится: за предоставление искажённой, неполной или недействительной информации они будут привлекаться к ответственности. После этого пользователи смогут сравнить выложенную в Сети информацию и суммы, указанные в квитанциях.

Государственная информационная система (ГИС) должна стать интерактивным посредником между гражданами, управляющими компаниями и государством. Жители домов в электронной форме смогут пожаловаться на качество оказанных услуг. Открытыми должны стать и сведения о социальной поддерж­ке граждан. Как выясняется, далеко не все знают, что по законодательству они могут платить меньше или получать субсидии.

При таком масштабном открытии информации возникает вопрос о соблюдении Закона «О персональных данных»: ведь сведения о задолженностях конкретных квартир попадают под категорию персональных и, значит, должны храниться за семью печатями, чтобы не попасть в руки третьих, четвёртых и так далее лиц.

Тонкости технического задания пока не ясны. Неизвестна и компания-исполнитель. Но более пятидесяти одного процента акций этой организации должно принадлежать государству.

Финансироваться создание системы будет за счёт федерального бюджета.

Первые шишки

Пять пилотных регионов страны - Тульская, Курская, Белгородская, Пензенская области и Удмуртия — начали создавать ГИС намного раньше.

Управление ЖКХ Пензенской области запустило проект в июле прошлого года, однако официальная презентация состоялась только четвёртого декабря. По признанию чиновников, о результатах пока говорить рано: в единую базу вносится огромный массив данных. Только через год после того, как вся информация будет загружена в систему, уместно говорить о результатах.

Как выяснилось, внести данные в одну систему - едва ли не самая сложная задача. Сроки заполнения баз зависят от метода ввода информации. Если используется интегрированная система и все данные из одной программы переносятся в другую нажатием двух кнопок, то этот процесс займёт несколько недель, а если всю информацию вносить вручную, как это происходит в городе Кузнецке Пензенской области, завершение первоначального процесса оттянется на три-пять лет.

мнения

Степан Киричук

председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

«Этот закон должен решить проблему открытости в ЖКХ, чтобы люди знали, за что, кому и сколько они платят, с какой периодичностью должны решать те или иные вопросы: убирать подъезды, чинить крыши и тому подобное. Закон покажет, как формируются тарифы. Согласно новой норме, управляющие, энергоснабжающие компании будут обязаны раскрывать информацию. Думаю, через полгода после принятия закона, когда набьют шишки те, кто спрашивает и кто отвечает, можно будет увидеть первый результат».

Александр Сидякин

заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, один из авторов законопроекта:

«После создания государственной информационной системы жильцы смогут через Интернет получать полезные и актуальные сведения из паспорта многоквартирного дома, в котором они проживают. Ведь большинство махинаций и злоупотреблений в сфере ЖКХ происходит как раз из-за сокрытия управляющими организациями информации о реальной стоимости коммунальных услуг, показаний приборов учёта общедомовых нужд и так далее. Ещё одна проблема, которая уйдёт в прошлое, - частичная или полная утрата технической документации многоквартирного дома из-за смены управляющих компаний».

Светлана Разворотнева

председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному само­управлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»:

«Одна из главных проблем ЖКХ — отсутствие должного учёта и контроля оказываемых услуг и состояния жилищного фонда. Поэтому гражданам может быть непонятно, почему один дом ремонтируется в первую очередь, а другой — во вторую. Кроме этого, нам сложно заключать договоры на проведение каких-либо работ с региональными подрядчиками: не всегда понятно, в каком объёме нужны услуги и материалы, и их стоимость.

По законопроекту, общероссийская база должна содержать информацию о поставках коммунальных услуг, что может сделать её сложной до такой степени, что она не будет работать. Проще сделать одинаковые региональные системы. При этом важен оперативный контроль со стороны собственников, иначе будут ошибки.

Кроме этого, во многих регионах уже используются местные системы. Не факт, что они будут совместимы с предложенной единой в плане обмена данными. Как решится этот вопрос, пока тоже неясно. Также неизвестно, кто в муниципалитетах и управляющих компаниях займётся сбором и внесением информации, ведь персонала для этого нет».

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 687