Пленарное заседание Государственной Думы

15:41За некачественные услуги коммунальщиков оштрафуют на сто тысяч рублей

15:23Имена злостных алиментщиков вывесят на общероссийской доске позора

15:15Госдума может утвердить новый состав кабмина за три дня

Валентина Матвиенко: В российском обществе растёт запрос на восстановление традиционных семейных ценностей

Неделя Федерального Собрания

30.05.2013 19:09

За год, отделяющий нас от вступления в силу Национальной стратегии действий в интересах детей, сделано немало. Конкретные результаты достигнуты на всех направлениях. Во всём этом есть, несомненно, и вклад нашего Совета, и каждого его участника. В то же время мы хорошо с вами понимаем, что сделаны хотя и важные, но лишь первые шаги. Пока не удалось добиться системного решения проблем детства во всём их многообразии, комплексности.

Для выработки конкретных решений на заседание нашего Совета мы вносим самые актуальные проблемы. Вполне закономерно, что первым сегодня в повестке стоит вопрос о ходе подготовки Концепции и основных направлений государственной семейной политики. Укрепление семьи, поддержка семьи — это главное в Национальной стратегии действий, её сердцевина. Поэтому от степени проработанности Концепции, от того, насколько эффективными окажутся намеченные пути решения проблем, будет прямо зависеть успешная реализация Национальной стратегии действий в целом. По сути, речь идёт о документе номер один в этой сфере. Вы знаете, что в Плане действий Правительства определены сроки принятия Концепции — июнь 2014 года. По­этому мы посчитали необходимым заранее выслушать мнения экспертов, специалистов, депутатов, политиков с тем, чтобы Правительство при дальнейшей работе над Концепцией учло мнение самых разных слоёв нашего населения.

Положительные сдвиги в демографической ситуации в стране, детствосбережении сегодня несомненны. Уровень рождаемости вырос на 15 процентов, по вторым рождениям — на 17,5 процента, по третьим — на 26,3 процента. В минувшем году впервые за 20 лет практически остановилась естественная убыль населения. Улучшается и ряд других показателей.

И всё же, думаю, вы согласитесь со мной в том, что говорить о коренном переломе к лучшему в демографической ситуации пока не приходится. Мы отошли от демографической пропасти, но не вышли из демографического кризиса. В самом деле, две трети российских семей — сегодня лишь с одним ребёнком. Даже для простого воспроизводства населения требуется, чтобы показатель суммарный коэффициент рождаемости составлял порядка 2,11 — 2,15. У нас он ниже — 1,6. Это больше, чем в начале «нулевых» (тогда было 1,3), но меньше, чем требуют геополитические интересы страны.

Следовательно, Концепция должна быть нацелена, заострена на продолжение и совершенствование политики стимулирования рождения вторых, третьих и последующих детей, приоритетной поддержки многодетных семей. Много делается и сейчас. Только за последнее время введена выплата ежемесячного пособия на третьего и каждого последующего ребёнка в субъектах Российской Федерации, где рождаемость ниже средней по России. Сдвинулось с мёртвой точки улучшение жилищных условий многодетных семей. Правительством подготовлен законопроект, предусматривающий увеличение суммарного периода выплаты страховых взносов для женщин с маленькими детьми с нынешних трёх лет до четырёх с половиной лет. Это тоже один из серьёзных факторов стимулирования рождения второго и третьего ребёнка. И всё же без дальнейшего усиления поддержки многодетных семей нам не обойтись.

Демографические процессы связаны не только с социально-экономическими факторами. Не в меньшей степени на них влияют глубокие изменения в ментальности людей, культуре, происходящие в современном мире. Во многих странах такие веками незыблемые ценности, как семья, материнство, дети, уступают позицию новым ценностям. Таким, как получение образования, профессиональная карьера, успешность в политике, бизнесе. И Россия тут не исключение.

В своей основе эти изменения закономерны, прогрессивны, необратимы. Но они не отменяют особой роли женщины в обществе, связанной с выполнением ею в полном смысле великой миссии — быть матерью. Поэтому наши усилия — власти, институтов гражданского общества — должны и далее направляться на создание условий, которые позволяют женщине избежать подчас нелёгкого для неё выбора между семьёй и карьерой, дают ей возможность гармонично соединять в своей жизни то и другое. Медленно, но и мы встаём на этот путь. Примером может служить программа создания в течение 2013-2015 годов 1,2 миллиона мест в детских дошкольных учреждениях. Правительство в корректировках к бюджету выделяет на это дополнительные средства. Это можно только приветствовать. Другой пример - постепенно расширяющаяся практика дистанционного обучения и дистанционной работы. Нам надо наращивать усилия на этом направлении, в том числе путём разработки и принятия законов, способствующих этому процессу.

Не менее важна и другая составляющая политики стимулирования рождаемости и детствосбережения — восстановление авторитета крепкой семьи, ценностей любви, верности, заботы о детях. Глубокого смысла исполнена трактовка Русской православной церковью семьи как малой Церкви. Именно здесь, в семье, закладываются духовные и нравственные основы человека, которые он пронесёт через всю жизнь.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в российском обществе растёт запрос на восстановление традиционных для России семейных ценностей, культурных ценностей, утверждение их в жизни нашего общества. В том числе ценностей, скрепляющих семью, обогащающих её нравственно, духовно, интеллектуально. Я не сомневаюсь, если мы - государство, гражданское общество — подадим творческой интеллигенции внятный сигнал о нашей глубокой заинтересованности в её участии в работе по укреплению семьи, духовному росту детей, подростков, молодёжи, то позитивный отклик с её стороны обязательно последует.

Большие возможности в этом отношении открывает предстоящий Год культуры в Российской Федерации, объявленный Президентом России. Все мы должны как можно полнее использовать его для приобщения российских детей к духовным богатствам нашей страны, мировой культуры. И что сейчас для страны особенно важно — для выявления одарённых личностей, подлинных талантов среди детей России, создания условий для того, чтобы их дарования получили дальнейшее развитие. Причём независимо от места жительства и достатка семьи ребёнка.

Теперь о материальных заботах. Мы прак­тически развалили отечественную индустрию детских товаров. Уже не менее трёх поколений российских детей выросло на детских товарах, в особенности игрушках, зарубежного производства. А ведь это не только коммерция. В первую очередь детские товары играют большую роль в интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии детей, их формировании как патриотов своей страны.

Недавно в Совете Федерации с участием руководства Министерства промышленности и торговли России состоялись общественные слушания. Был рассмотрен проект Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, подготовленный представителями бизнеса, общественных организаций. Документ в целом на слушаниях получил одобрение. Знаю, что вскоре он будет рассматриваться на заседании Правительства. Рассчитываем на поддержку его представителей, в том числе присутствующих здесь. Столь же важно наладить отечественное производство продуктов детского питания, отвечающих самым высоким стандартам. Особенно специализированного лечебного питания для детей раннего возраста, а также питания для детей второго-третьего года жизни.

Трудно назвать другую тему, к которой было бы приковано такое внимание государства и общества, как вопросы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их усыновление, поддержки детей-инвалидов. Сегодня есть все основания заявить о том, что в стране сформирована взвешенная, реалистическая, чёткая государственная политика в этой сфере. В её основе Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года. На первом плане сейчас задача подготовки законов, иных нормативных правовых актов, целевых программ, других документов, обеспечивающих реализацию этой политики. Такая работа идёт при нашем активном участии. Государственная Дума уже приняла в первом чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Готовятся другие законопроекты, целевые программы, идёт мониторинг правоприменительной практики в этой сфере.

Центр тяжести практической работы по реализации Национальной стратегии действий смещается в субъекты РФ. Вместе с тем все мы видим, насколько остро стоит для большинства регионов вопрос о финансовом наполнении своих бюджетов. Считаю, что расходы в рамках реализации Национальной стратегии действий, детского бюджета не должны становиться предметом экономии, подпадать под секвестр. Возможно, следует разработать специальный механизм их финансирования и исполнения, закрепить этот механизм законодательно на федеральном уровне.

Из выступления председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 713