По чистой дороге с ветерком

Социум

Нынешняя зима устроила суровый экзамен службам эксплуатации федеральных трасс

Начало нынешней зимы было совершенно обескураживающее. В декабре сильный снег парализовал движение на нескольких федеральных трассах и особенно в Тверской области. Потом зима преподнесла ещё немало сюрпризов, но дорожные службы справились с непогодой.

О проблемах содержания федеральных дорог обозревателю «Парламентской газеты» рассказал начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Игорь АСТАХОВ.

- Игорь Георгиевич, почему российские дороги так часто заваливает снегом?

- Чрезвычайные ситуации на дорогах происходят каждую зиму, но серьёзные происшествия нечасто. Представляете: валит сильный снег, видимость - ноль, происходит ДТП, на дорогах в обе стороны встают сотни автомобилей и ждут, пока приедут сотрудники ГИБДД. Пройдёт много времени, пока они пробьются через многокилометровые пробки и «растащат» битые машины. Всё это время на обочинах ждёт своего часа снего­уборочная техника, и на глазах дорожников вся трасса покрывается плотным слоем снега. Становится ясно, что дальше ехать некуда.

В прошлом году из-за снежных заносов в течение месяца была закрыта трасса в Камышинском районе Волго­градской области. В позапрошлом году из-за сильной метели пришлось на несколько суток останавливать дорогу М-5 «Урал» на границе Оренбургской области и Республики Татарстан. Этой зимой в некоторых регионах страны месячная норма осадков выпадала за несколько суток, и вот в таких случаях сил у дорожных организаций, рассчитанных на содержание дорог в нормальных погодных условиях, просто не хватало.

Обильные снегопады были в Сибири, в Новосибирской области, в Алтайском крае, на дороге «Уссури» в Приморском крае, на трассе «Амур» на границе Амурской области и Еврейского автономного округа. Время от времени из-за сильной метели и снежных заносов приходилось перекрывать движение на многих федеральных трассах, и, когда идёт совместная работа ГИБДД и дорожных служб, чрезвычайных ситуаций удаётся избежать. Конечно, в снежную зиму на разных трассах из-за очень высокой интенсивности движения часто приходится ограничивать проезд для грузовиков и автобусов, но это вынужденная мера. На днях, например, чтобы не допустить ДТП и заторы во время движения снегоуборочной техники, в Алтайском крае опять закрывалась дорога для автобусов.

Вообще-то зимой внештатные ситуа­ции на дорогах происходят в любой стране, и ничего особенного в этом никто не видит. Когда представители Росавтодора бывали в Cкандинавских странах, где погодные условия схожи с нашими, то убеждались, что там дороги зимой чистятся хуже, чем в России. Зато в плохую погоду финские, австрийские, швейцарские водители сами надевают цепи на колеса автомобилей, хотя на этот счёт в законодательстве у них нет жёсткого требования, а вот российских водителей с цепями в руках я, к сожалению, с трудом представляю.

- Скоро начнётся таяние снега и у дорожных служб будут другие задачи…

- К этому мы готовимся уже сегодня и поэтому планируем ввести ограничения движения в зависимости от массы автомобиля и состояния каждого участка дорожной сети. В обычное время разрешено десять тонн, а в период ограничения нагрузка на ось может снизиться до шести тонн. Недавно Росавтодор подготовил проект приказа о введении ограничений и направил его в профильное министерство для оценки воздействия на российскую экономику.

Чтобы федеральные трассы, построенные в советское время, не заваливало снегом, устанавливаем снегозадерживающие заборы. Ведь тогда у дорожных строителей средств не хватало, а дороги сдавать было нужно, и поэтому на опасных участках заборы, как правило, не устанавливали. Эта работа началась только сейчас. По итогам зимы 2011-2012 года специалисты Росавтодора собрали информацию о всех сложных участках федеральных дорог, и потом началось изготовление и установка снегозадерживающих заборов. В прошлом году из федерального бюджета были выделены деньги для участка дороги в Оренбургской области и Татарстане. В этом году - для трассы Сызрань - Саратов - Волгоград, на одну из дорог в Воронежской области. Эту работу на федеральных дорогах, построенных в советское время, мы рассчитываем завершить за несколько лет.

- Дорожные строители охотно рассказывают о внедрении новых технологий, а о нововведениях, касающихся содержания дорог, почти ничего не известно. Что Росавтодор делает в этом направ­лении?

- Совершенствование технологий ведётся постоянно, но я расскажу об обработке зимних дорог современными антигололёдными реагентами. Каждый год мы прибавляем по десять процентов федеральных трасс, которые обрабатываются «чистыми солями». Раньше везде соль перемешивалась с песком. Для подготовки этой смеси брали 15 процентов соли и 85 процентов песка. Для борьбы с гололёдом и повышения качества сцепления колёс с дорогой она очень эффективна, но такая технология создаёт грязь на дороге, большие неудобства водителям, и по­этому дорожники уже несколько лет переходят на «чистые соли». 

Поскольку одним и тем же объёмом антигололёдного вещества можно обработать больший участок дороги, стоимость обслуживания снизится, да и обработка трассы проводится быст­рее. Техники для этого требуется меньше, но минус в том, что техника для распределения чистой соли недёшева и не все организации могут её приобрести.

Другой пример касается изменения системы управления содержания федеральных дорог, потому что для поддержания их в надлежащем состоянии нужно не только внедрять новые технологии, но и создавать нормальные условия для повышения качества работы подрядных организаций.

В прошлом году мы приняли решение проводить торги по содержанию дороги на пять с половиной лет. До этого заключался трёхлетний контракт, а ещё раньше - на год, и это приводило к тому, что организации работали на устаревшей технике и практически не покупали новое оборудование. Организации не были уверены в продлении контракта на следующий год и поэтому не внедряли новые технологии. Для некоторых трасс технику покупали за счёт государства, но это было абсолютно неэффективно, потому что оборудование было не своё и отношение к нему было соответ­ствующее.

Заключение трёхлетнего контракта повысило качество обслуживания дорог, но, опираясь на опыт финских коллег, мы пошли ещё дальше и приняли решение увеличить срок до пяти с половиной лет. Теперь подрядчики будут планировать свою работу на более долгий срок, за который они смогут окупить новую технику. Заканчиваться контракты будут летом. В это время года у дорожников не так много работы, как зимой, а смена компании с 31 декабря на 1 января негативно скажется на состоянии дороги.

Немного расскажу о подготовке к зимней Олимпиаде 2014 года. Этому вопросу мы уделяем особое внимание, разрабатываем новую систему повышения качества обслуживания сочинских дорог.

Там есть свои особенности. Можно в море купаться, а через час-полтора - кататься на лыжах. Получается, что на одном участке дороги требуется летнее содержание, на другом - зимнее, а где-то - смешанное и нужно быть готовым к любым погодным условиям. Недавно мы разработали проект содержания сочинских дорог. Для обслуживания Олимпиады подрядные организации закупили новую технику, и пока спортсмены проводят тестовые соревнования, мы тестируем дороги, чтобы выявить недоработки.

- Слышал, что Росавтодор разрабатывает пилотный проект по внедрению фотовидеофиксации перегруза автомобилей. Для чего это делается?

- Для нас проблема контроля за весом транспорта связана с сохранностью дорожной сети. По нашим подсчётам, по российским дорогам с перегрузом идёт около 36 процентов фур - естественно, они сильно разрушают полотно. Система весового контроля у нас несовершенна, выглядит она следующим образом: Росавтодор поддерживает техничес­кое состояние постов весового контро­ля, Ространснадзор взвешивает автомобили, а сотрудники ГИБДД выписывают штраф за превышение нормы. Чтобы всё это работало нормально, на пункте весового контроля от каждого ведомства должно быть по одному сотруднику, но людей не хватает и система не работает, хотя постов по России не так много - всего 56. В США их, например, 910.

По нашему мнению, систему контро­ля нужно передавать в одни руки. Росавтодор, со своей стороны, завершает разработку двух пилотных проектов, позволяющих проводить фотовидео­фиксацию нарушения весогабаритных параметров. Сейчас мы отрабатываем с ГИБДД параметры программных продуктов, и в течение 2013 года они заработают в автоматическом режиме. Вся информация будет поступать в ГИБДД, а потом собственники автомобилей получат квитанции для уплаты штрафа.

- С 1 марта мэрия Москвы вводит запрет на проезд большегрузов по МКАД в дневное время суток, а стоянки для транзитных автомобилей должен будет организовать Росавтодор. Вы подготовили свои стоянки?

- В Московской области у нас есть 27 специальных площадок на 750 машино-мест для автомобилей массой свыше 12 тонн. Они расположены через каж­дые 40-50 километров на подъездах к Москве. Ещё в этом году появится 17 новых стоянок. Кроме того, насколько мне известно, подмосковные власти будут привлекать для этого инвесторов, и наша задача - определить места присоединения новых стоянок к сети федеральных дорог.

Думаю, что больших проблем из-за ограничения движения на МКАД не возникнет. Московские и подмосковные власти проводили встречи с руководителями предприятий, на которые идут поставки и которые отгружают свою продукцию в другие регионы России, и они уже перестраивают свою работу. Чтобы защитить дороги от несанкционированных стоя­нок и предотвратить разрушение дорог, на федеральных подмосковных трассах появилось 1470 знаков, запрещающих стоянку, а Московская область поставила ещё дополнительные знаки.

Просмотров 397

28.02.2013 18:15



Загрузка...

Популярно в соцсетях