Историки и современность

Российское историческое общество

Заседание Российского исторического общества, посвященное 400-летию Дома Романовых, а также ряду актуальных вопросов общественной жизни, состоялось в Патриарших палатах в Кремле.

С момента воссоздания Российского исторического общества прошло меньше года, тем не менее уже сегодня можно подвести некоторые итоги его работы. Дан старт нескольким крупным проектам в честь важнейших юбилейных дат отечественной истории. Среди них 200- летие освободительного похода русских войск в Европу, столетие начала Первой мировой войны, двадцатилетие российской Конституции и Федерального Собрания и другие.

«Все это этапы российской государственности, давшие множество уроков потомкам и определившие долговременный ход событий», - отметил Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, возглавляющий воссозданную организацию ученых-историков. Он назвал работу Общества активной, выразив уверенность, что историческая наука должна использовать опыт прошлого для определения тенденций в развитии современной государственности.

Тема становления государственности имеет непосредственное отношение к 400-летию Дома Романовых, которое будет отмечаться в следующем году. Историк Николай Рогожин считает, что семнадцатый век — воцарение Романовых и конец Смутного времени — это для России время выбора дальнейших путей развития страны. «Выбор был сделан в пользу государственности. Её гарантом может быть только сильная власть, иначе начинается Смута», - таковым, по мнению историка, является сегодняшнее объяснение произошедших четыре века назад событий.

Вместе с тем историческая наука это не только интерпретация прошлого, у нее важная роль и в решении современных государственных задач. Одной из таких задач является создание единой концепции общероссийского учебника истории. Российское историческое общество намерено принимать самое активное участие в ее разработке. Это направление деятельности Общества является, по мнению Сергея Нарышкина, приоритетным.

«Учебник истории должен быть написан не только понятным языком, но и показывать единую логику развития страны на всех этапах», - подчеркнул глава Госдумы. В свою очередь, академик РАН Анатолий Торкунов считает, что под эгидой Общества могли бы создаваться творческие команды из академиков, педагогов-новаторов и детских психологов для работы над учебником.

Серьезную проблему представляет и качество подготовки педагогов-историков. Сегодня преподавателей истории готовят в 237 вузах. В год выпускается 10-12 тысяч учителей истории, но при этом больше 40% выпускников получают образование заочно. Все это впоследствии не может не отражаться на уровне преподавания истории. В связи с этим руководитель научных проектов Фонда современной истории Сергей Шахрай предложил членам Общества взяться за организацию системы общественной профессиональной аккредитации и вернуть былой престиж профессии учителя истории.

Есть проблемы и внутри самой научной среды. Количество научных трудов по истории за последние годы сократилось, а многие из тех, что выходят в свет, далеки от требований международных стандартов. Одна из причин — отсутствие эффективной системы научной экспертизы. Кроме того значительная часть научных работ вообще не рецензируется. Не удивительно, что в ситуации, когда голос научной общественности почти не слышен, все чаще стали встречаться псевдодиссертации, в основе которых лежит компиляция уже признанных работ, книги грубо искажающие исторические факты. В связи с этим Сергей Шахрай предложил издавать под эгидой Российского исторического Общества журнал исторических рецензий. «В этот журнал будет престижно попасть настоящему ученому, а в адрес псевдоисторических исследований там будет звучать обоснованная критика», - считает он.

Просмотров 392

28.02.2013 16:35



Загрузка...

Популярно в соцсетях