Вывести инженера из социальной тени

Законодатели намерены взять под контроль подготовку инженерно-технических кадров. В частности, этой проблеме были посвящены парламентские слушания, которые прошли в Московском государственном строительном университете под председательством главы Совета Федерации. 

Открывая слушания, Валентина Матвиенко отметила, что вопросы инженерного образования сегодня вновь вернулись в сферу государственного и общественного внимания. Это может обеспечить выход России на новый уровень технологического развития, гарантировать не только конкурентоспособность, но и безопасность страны.

Однако спикер палаты констатировала, что, несмотря на принимаемые усилия, потребность российской экономики в инженерах в полной мере не удовлетворяется. «Причины нехватки кадров известны. Ежегодно российские вузы выпускают около 200 тысяч инженеров. Но более половины идут работать не по специальности. Являясь едва ли не самым трудоёмким для человека, инженерное образование не гарантирует материального успеха и достойной реализации личности. Это явный социальный перекос».

Внутри системы подготовки инженерно-технических кадров накопилось немало нерешённых задач и проблем.

окончание. Начало на стр. 1

Существующая система подготовки кадров недостаточно ориентирована на меняющиеся запросы реального сектора экономики, отсутствует система прогнозирования потребности в кадрах того или иного профиля, не ведётся мониторинг кадровой ситуации в большинстве отраслей экономики. В этой связи важнейшим направлением работы по повышению качества подготовки инженерно-технических кадров должна стать интеграция образования и бизнеса. «Нам нужна стройная система в законодательном обеспечении подготовки инженерных кадров», - подчеркнула Валентина Матвиенко.

В первую очередь необходимо привлечение молодёжи к научно-технической деятельности, причём с малых лет. Важно вернуться к вопросу возрождения и развития кружков и школ технического творчества, на что в своём Послании Федеральному Собранию обратил внимание Президент России. Необходимо заниматься профориентацией детей и молодёжи.

Выступавший на слушаниях заместитель министра образования и науки Александр Климов отметил ещё одно важнейшее направление государственной поддержки инженерного образования - помощь национальным исследовательским университетам. За последние годы на эти цели выделено порядка 35 миллиардов рублей. По мнению зам­министра, хорошим подспорьем стала президентская программа повышения квалификации инженерных кадров. В прошлом году обучение по этой программе прошли пять тысяч действующих специалистов.

Законодатели не случайно обеспокоены проблемой подготовки инженерно-технических кадров. Как известно, по поручению главы государства Правительство РФ утвердило госпрограмму «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Эта «дорожная карта» по модернизации экономики показывает, на какие именно отрасли будет сделана ставка. Среди них автомобильная промышленность, тяжёлое и транспортное машиностроение, металлургия, лесопромышленный комплекс, строительство. Всего - 17 направлений. Реализация программы рассчитана до 2020 года и её конечная цель - создать к этому сроку 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.

Совершенно очевидно, что изменения в системе профориентации в России влекут за собой и изменение государственных стандартов в образовании. Вот почему подготовка нового поколения инженерно-технических кадров приобретает ключевое значение в реализации этой государственной задачи.

Первый зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Юрий Солонин одной из главных нерешённых проблем считает нежелание молодых людей учиться на инженера. По мнению сенатора, на падение интереса к профессии повлияли, с одной стороны, беспрецедентная приватизация государственной собственности в 1992-1995 годах, перепрофилирование целого ряда производств и закрытие многих предприятий и организаций, что существенно отразилось на трудоустройстве молодых специалистов. С другой стороны, дают о себе знать несравнимо более высокие затраты умственного труда на обучение техническим специальностям, сложность и ответственность труда, относительно тяжёлые и часто вредные условия работы на промышленных предприятиях. Всё это отпугивает современную молодёжь. Понимая, что освоение технических наук намного сложнее, чем гуманитарных и социально-экономических, она выбирает более лёгкий путь к знаниям.

По общему мнению участников слушаний, за последние 20 лет престиж инженерных профессий упал. Ряд высших технических учебных заведений, дабы не потерять количество абитуриентов, вынужден был заменить традиционные профильные факультеты бух­учётом, юриспруденцией, психологией и прочими гуманитарными дисциплинами, не относящимися к инженерно-техническому профилю. Нужно сделать всё возможное для того, чтобы поднять престиж профессии инженера, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Кресс. «Задачи перед нашей страной стоят очень серьёзные, а для этого необходимы высокопрофессиональные кадры, в том числе и инженерных специальностей», - подчеркнул Виктор Кресс.

Другой блок проблем связан с качеством образования. Участники слушаний сошлись во мнении, что в настоящее время никто точно не может сказать, каких и сколько специалистов нужно подготовить даже на ближайшие пять-десять лет. Нет понимания и того, какие специалисты требуются. Начиная с 1993 года в соответствии с государственным образовательным стандартом выпускникам технических специальностей в вузе стали присваивать, как правило, не квалификацию «инженер», а квалификацию «специалист».

Словом, проблем хватает. Их решения в виде предложений нашли отражение в итоговых рекомендациях парламентских слушаний Федеральному Собранию, Правительству, Министерству образования и науки.


Просмотров 29

21.02.2013