Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

У февраля два друга – метель да вьюга

Экономика

31.01.2013 21:14

Что может ожидать российскую экономику в последнем месяце зимы

Хотя нас и поспешили обрадовать по итогам минувшего года «самой низкой инфляцией за всю историю современной России», общий рост потребительских цен, составивший в декабре 2012 года 6,6 процента по сравнению с декабрём 2011-го,­ как-то не настраивает на веселье. Во-первых, потому что учитывается, как всегда, рост «в общем», включая цены и на яхты и шестисотые «мерседесы» для богатого меньшинства, и на товары повседневного спроса для основной массы населения. Во-вторых, впечатляет сравнение удорожания жизни «по-российски» с тем, которое зафиксировано в странах Евросоюза, переживающих, как всем известно, тяжелейший кризис.

Всё познаётся в сравнении

Так вот, несмотря на кризис и даже возникшую угрозу распада этой ещё совсем недавно считавшейся эталонной интеграционной группировки, там пока не утратили мощных рычагов регулирования ценовых пропорций, а где нужно – и вообще конкретных цен на социально значимые товары. Там общий рост цен по всем 27 странам, входящим в ЕС, в декабре 2012 года по сравнению с декабрём 2011-го составил 2,3 процента. Почти втрое меньше, чем в России!

Теперь возьмём данные по отдельным странам. В Греции, увязшей в кризисе до невозможности, цены за год выросли на 0,3 процента, в Италии – на 2,6 процента, во Франции – на полтора процента. При этом, если мы возьмём отдельно, скажем, рост цен на хлебобулочные изделия и крупы, то увидим, что в России он составил 8,3 процента, а в той же Италии – 2 процента. А ведь об опасности роста цен в России на основной продукт – хлеб – предупреждали многие эксперты, писала об этом и «Парламентская газета».

Цены продолжают стремиться вверх и сегодня. Прелюбопытный факт: в Москве многие магазины перестали предоставлять покупателям бесплатные полиэтиленовые пакеты, предложив покупать их где за рубль восемьдесят, где – за два рубля, а где и дороже. Притом что оптовая цена таких пакетов не превышает 30–40 копеек за пачку. Что это: просто жадное желание «срубить» дополнительную прибыль или закономерное следствие повышения издержек торговли после очередного роста тарифов ЖКХ? Наверное, и то и другое. Но более всего нас, конечно же, интересует вопрос: чего ждать дальше?

Угонятся ли пенсии за ценами?

В начале этой недели было объявлено: индексация с 1 февраля пенсии коснётся не менее 40 миллионов человек. Новость, конечно, для пенсионеров приятная. Однако в комментариях на эту тему проскользнуло: предстоящее повышение должно компенсировать рост цен. То есть всего лишь подтянуть уровень возможностей пенсионеров к уровню уже подорожавших продуктов питания и лекарств. Кроме того, сразу же возникает опасение: а не послужит ли дополнительная – пусть даже не очень значительная – масса денег, которая появится на потребительском рынке, началом очередного витка становящейся бесконечной спирали увеличения цен на жизненно необходимое? Зная законы нашего рынка, наших естественных и неестественных монополистов, вполне можно прогнозировать февральское повышение цен.

Продовольственная опасность

Похоже, предупреждения об опасностях, которые нас поджидали в случае вступления страны в ВТО, начинают сбываться. Так, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, сразу после присоединения России к этой организации всего лишь за первый трёхмесячный период (сентябрь – ноябрь 2012 года) резко возрос импорт в нашу страну молочных продуктов: сыров – на 20 процентов, сливочного масла – на 40 процентов, а сухого молока – в целых два раза. И это, как всем понятно, не продукция союзной Белоруссии, которая пользуется у российских покупателей заслуженным спросом, потому что натуральная и высокого качества. Весь прирост импорта пришёлся как раз на те страны, где молочная продукция уже давно «славится» добавлением пальмового масла и прочих чужеродных жиров. Ценой-то своей она на кармане покупателя может и не отражаться. Но вот как быть со здоровьем?

Если учесть, что в январе мы не заметили каких-либо экстренных правительственных мер, направленных на защиту в новых условиях отечественного аграрного производства и потребительского рынка, то в последний месяц зимы вполне можно прогнозировать дальнейшее наращивание импортного продовольственного потока – и не только молочного, но и мясного. Например, свинины. А то, что она может оказаться мороженой-перемороженной, так это правилами ВТО не запрещено. Знали ведь, куда вступали.

Доллар пока поживёт

«Фискальный обрыв» в США, в очередной, который уже по счёту, раз грозивший объявлением крупнейшей пока экономики мира полным банкротом, решили обойти тоже в очередной раз привычным способом – запуском на полную мощность «печатного» станка. Председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке накануне второй инаугурации Барака Обамы предельно цинично заявил, что предстоящее повышение потолка государственного долга Соединённых Штатов даст возможность правительству оплачивать накопившиеся счета. И они оплатят эти счета пустыми, не обеспеченными ничем бумажками, а точнее, такими же ничем не обеспеченными «электронными» деньгами, которые в мире всё ещё по инерции продолжают принимать как ведущую резервную валюту. Как тут не вспомнить эмира бухарского из приключений Ходжи Насреддина, который, начеканив фальшивых денег, повелел выбить на них слова: «Под страхом смерти принимать за золотой».

Может ли единовременный выброс подобных «эмирских долларов» повлиять на их курс – прежде всего по отношению к евро? В смысле способствовать понижению этого курса? По всем законам экономики следовало бы ответить: да, безусловно, и как раз, пожалуй, в феврале это и должно случиться. Но всё дело в том, что, во-первых, США давно уже живут не по законам пропагандируемой ими рыночной экономики, а по законам пока остающегося у них превосходства в авианосцах. А во-вторых, при том кризисном положении, в каком пребывают зона евро и Евросоюз в целом, крайне затруднительно ручаться за курсовую устойчивость европейской валюты. И всё же рискнём предположить, что некоторые колебания в сторону снижения курса доллара в феврале будут иметь место. Будут ли они значительными или длительными – это уже вряд ли кто сможет спрогнозировать при нынешнем состоянии экономики по обе стороны Атлантики.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 571