Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Белая халатность

Здравоохранение

31.01.2013 20:34

Рекламу препаратов с участием врачей могут запретить

В Государственную Думу внесён законопроект, не разрешающий использовать в рекламе образы специалистов, ссылки на их мнения, а также рекомендации профессиональных организаций.

Реклама рецептурных лекарств в России уже вне закона, однако люди в белых халатах продолжают с телеэкрана советовать пользоваться определённой зубной пастой, расхваливать чудодейственность кремов для омоложения и уверять, что только названные витамины – панацея от многих болезней. С неменьшим удовольствием «рекламные креативщики» козыряют ссылками на всевозможные ассоциации и союзы дерматологов, гинекологов, педиатров, кардиологов, урологов, единогласно одобряющих ту или иную продукцию. Но стоит только поискать адрес такой организации, как становится ясно: первое и единственное упоминание о нём – всё тот же рекламный ролик.

По данным социологических опросов, профессия врача остаётся одной из самых уважаемых в нашем обществе. И если в рекламе, к примеру, безрецептурных лекарственных препаратов появляется человек в белом халате, все его советы подсознательно воспринимаются потребителями как рекомендации доктора. «Это опасно, ведь и у таких препаратов есть противопоказания», – констатирует президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

По заданию редакции сажусь за просмотр шедевров отечественной рекламной индустрии. Рядом со мной – Михаил Андреев, терапевт одной из подмосковных поликлиник. Четыре часа у телевизора – и наша память засорена множеством «перлов». На рынке есть, оказывается, лечебно-профилактическая зубная паста, способная снизить кровоточивость дёсен ровно на 88 процентов. И это «рекомендация стоматологов №1». А вот «мощный ответ аллергии», нахваливаемый анонимным персонажем в белом халате – сотрудником неназванной научной лаборатории. Этот доктор «забыл» представиться, зато впечатлил оригинальным обещанием того, что продвигаемое им средство спасёт от насморка лучше, чем пылесос. И снова паста, которую красавец-врач прозвал «защитой будущего зубов» и наградил загадочно-ёмким слоганом «всё в одном».

«Как человеку с высшим медицинским образованием, мне сложно представить, что некое средство может убрать неприятные симптомы строго на 88 процентов. Как вообще высчитывался этот процент? Каждый пациент индивидуален, а значит, паста не будет действовать на потребителей абсолютно одинаково, – возмущается Михаил Андреев. – Почему создатели ролика про обезболивающие лекарства вслух и крупными буквами на полэкрана уверяют: это средство снимет боль в два раза быстрее? А внизу кадра крохотным шрифтом указано: эти капсулы, оказывается, они сравнивают не со всем рядом обезболивающих препаратов, а с таб­летками своей же марки, выпущенными чуть раньше. И уж совсем недопустимы ссылки в рекламных роликах на «рекомендацию Минздрава» – на самом деле речь идёт всего лишь о выданном гигиеническом сертификате, подтверждающем безвредность продукции».

Зачем создателям роликов образы врачей? Всё просто: по мнению маркетологов, этот ход повышает доверие граждан к информации. «Стоит «теледоктору» разрекламировать то или иное средство, как покупатели начинают им интересоваться, – говорит фармацевт Елена Петровская. – Причём заверения, что есть аналоги, ничуть не уступающие ему по качеству, на многих людей не действуют. Врачам, даже виртуальным, они верят больше, чем нам».

По мнению одного из разработчиков законопроекта депутата Государственной Думы Игоря Лебедева, подтверждения только профессиональной принадлежности, а не квалификации специалиста, рекомендующего товар или услугу, явно недостаточно, ведь реклама стимулирует чрезмерное использование лекарств, заставляет обывателя думать, что в них решение всех проблем. Не последнюю роль в этом «медицинском прессинге» играют доктора, задействованные в телерекламе.

«В конце 2012 года был официально принят проект этического кодекса врачей. Один из разделов этого документа посвящён взаимоотношениям докторов и фармкомпаний и там прописано: врачам запрещается заниматься рекламой лекарственных препаратов, – рассказал «Парламентской газете» главный терапевт России Александр Чучалин. – Подобное правило действует во многих странах мира. Врач не должен выдавать своё личное мнение о преимуществе некоего препарата за некий медицинский стандарт. Также он не имеет права заниматься частной практикой, используя СМИ для продвижения того или иного лекарства. Поэтому в основном в подобных роликах снимаются не врачи, а актёры».

Депутаты предлагают внести всего лишь одну поправку к действующей редакции Закона «О рекламе» – к статье 5, оговаривающей общие требования к рекламе. Предполагается, что с помощью законопроекта будет введён запрет на использование в рекламных коммуникациях «информации, в которой содержится к объекту рекламирования отношение физических лиц с указанием их профессиональной принадлежности». «Достоверно ведь неизвестна ни квалификация специалистов, появляющихся в рекламе, ни то, существуют ли организации, которые они якобы представляют, – говорит один из составителей документа, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. – Поэтому такое манипулирование сознанием граждан необходимо прекратить. Ведь в данном случае речь идёт о здоровье человека».

Доктор без компьютера, пациент без услуги

Электронные медкарты, рецепты и больничные пока ещё остаются перспективой отдалённого будущего. Хотя на проект информатизации здравоохранения начиная с 2011 года было уже потрачено около 34 миллиардов рублей – деньги по меркам отечественного бюджета не маленькие. Но что получил на «выходе» обычный пациент?

Пока что в большинстве лечебных учреждений больные видят всё ту же тётеньку в регистратуре, неразборчивым почерком заполняющую медицинскую карту. Несмотря на бодрые уверения директора Департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения Романа Ивакина о компьютеризации 600 тысяч рабочих мест, этого по-прежнему недостаточно. Та же электронная запись к врачам через единый портал государственных и муниципальных услуг внедрена лишь в 3920 учреждениях России. Шесть регионов это новшество игнорируют. Причём в аутсайдеры попали не только дотационная Республика Ингушетия, но и с виду вполне благополучная Московская область. Во многих регионах к электронной базе подключены всего по три-пять медучреждений.

Проблемы при в создании единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) начались ещё на этапе создания министерской концепции единой государственной информационной системы здравоохранения. Первый вариант был подготовлен в 2009 году, но после этого документ дважды переделывали.

«Три раза в Совете Федерации поднимался вопрос об информатизации здравоохранения. И каждый раз этот проект признавался либо неудовлетворительным, либо планом, к которому имеются серьёзные вопросы, – говорит член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Руслан Гаттаров. – Колоссальные деньги на этот процесс выделены и уже потрачены, компьютеры закуплены, каналы связи проведены, и что? Мы слышим оптимистичные отчёты министерств, а с точки зрения обычного пациента, результатов очень немного».

С тем, что процесс столкнулся с определёнными трудностями, согласен и руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов. Главными из них он назвал слабость методического сопровождения проекта, отсутствие подготовленных кадров на местах, а также сопротивление медиков.

И людей можно понять. «Зарплата сотрудников регистратуры около десяти тысяч рублей, – сказал на условиях анонимности в разговоре с обозревателем «Парламентской газеты» главный врач одной из поликлиник Раменского района Подмосковья. – Понятно, что за такие деньги работать на эту должность идут пенсионерки. Научить их пользоваться компьютерной техникой трудно. И что делать, когда информатизация здравоохранения заработает в полную силу? Где брать сотрудников, которые смогут с новыми обязанностями справиться?»

Плюс в бюджетах лечебных учреждений нет отдельной строки для финансирования текущих расходов на обслуживание компьютеров и локальных сетей, как нет в штате и тех, кто этим будет заниматься на постоянной основе. Программа компьютеризации отрасли продлена ещё на год и должна завершиться к концу 2013 года. Смогут ли?

Юлия Гордеева

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 449