Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Укрощение ядра

НАУКА | юбилей Курчатова

18.01.2013 15:00

Весь научный мир 12 января отмечал 110-летие со дня рождения выдающегося русского учёного Игоря Васильевича Курчатова. Физик, академик, научный руководитель отечественного атомного проекта с момента основания и до последних дней жизни, он возглавлял Институт атомной энергии, ныне Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

О значении наследия великого учёного для отечественной науки «Парламентской газете» рассказывает директор центра, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук:

– На первый взгляд советский атомный проект был ориентирован на узкую цель – создание атомной бомбы и в целом ядерного щита государства. Эта масштабная задача была успешно решена. Но при её решении произошли глобальные изменения в научной картине мира. Чтобы создать атомную бомбу, нужно было развивать новые отрасли промышленности, новые направления научных и технологических исследований. Например, геологоразведку, горнодобывающую и горно-обогатительную промышленность, а также физику ядра, атомную физику, химию и радиохимию, биологию и радиобиологию.

Сегодня многие забывают, что и компьютерные технологии изначально возникли для обслуживания атомного и космического проектов. Это был серьёзный задел для целого комплекса научных и технологических задач. Сложнейшие технологии, созданные в рамках атомного проекта, у истоков которого стоял Игорь Васильевич Курчатов, позволяют России и сегодня занимать ведущие позиции в ряде областей мировой науки. В частности, играть значимую роль в глобальных международных проектах, среди которых Международный термоядерный экспериментальный реактор, Европейский рент­геновский лазер на свободных электронах, Большой адронный коллайдер, Европейский центр по исследованию ионов и антипротонов. Каждый из этих проектов стоит десятки миллиардов долларов, и наша страна принимает активное участие в них не только в интеллектуальном, но и финансовом плане. Это и есть показатель и признание уровня сегодняшней российской науки.

Отмечу, что за последнее десятилетие в нашей научной среде произошли серьёзные изменения. Прежде всего многократно, в разы, выросло финансирование. Ныне оно сравнимо с уровнем инвестиций в науку в ведущих государствах мира. Что не менее важно, произошли и серьёзные структурные изменения. Фактически мы наблюдаем, как формируется новый ландшафт отечественной науки, векторы развития которому задал великий учёный Игорь Васильевич Курчатов. Мало кому из известных научных деятелей удаётся оставить столь уникальный след в развитии науки и истории своей страны. Ему это удалось блестяще.

НАШЕ ДОСЬЕ

Михаил Валентинович Ковальчук

Родился 21 сентября 1946 года в Ленинграде.

Окончил физический факультет Ленинградского государственного университета (1970), доктор физико-математических наук (1988), профессор (1998), член-корреспондент РАН (2000).

С 2005 года – директор Нацио­нального исследовательского центра «Курчатовский институт». Также является руководителем межведомственной рабочей группы по направлению «Приоритетные и междисциплинарные научные исследования» при Совете при Президенте РФ по науке и образованию; председателем комиссии по науке и инновациям Общественной палаты РФ.

Награждён премией Правительства РФ в области науки и техники за 2006 год; кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006) и III степени (2011).

Гениальный солдат науки

Среди участников памятных мероприятий, посвящённых юбилею Игоря Курчатова, были и те, кому посчастливилось работать вместе с ­великим учёным.

Коллеги и последователи учёного рассказывают, что у Курчатова было несколько прозвищ. Ещё до начала войны в ленинградском физтехе его за глаза называли Генералом, но с 1942 года и до конца жизни к нему прочно приклеилось прозвище Борода. В то время он отрастил на лице густую растительность, якобы чтобы казаться старше. Сам Игорь Васильевич называл себя солдатом, даже некоторые бумаги так и подписывал — «солдат Курчатов». Те, кто знал его, говорят, что все основания называть себя так у него имелись: относился к себе гений безжалостно. Такой уж был характер.

К этому подталкивало и время, в которое он жил и творил. Не секрет, что в случае неуспеха советского ядерного проекта виновных могла ждать самая суровая кара. ­Накануне испытаний, которые прошли утром 29 августа 1949 года, в ведомстве Берии был подготовлен список: в случае успеха таких-то представить к «Золотой Звезде», их же в случае неуспеха расстрелять. Возглавлял список Игорь Курчатов. Говорят, что, поздравляя его с успешным испытанием бомбы, Лаврентий Павлович обнял и сказал: «Какое счастье! Какое счастье! А ведь могло быть такое несчастье!»

Читайте нас в Telegram
Просмотров 691