Сессия политической модернизации

Неделя Федерального Собрания

Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на закрытии осенней сессии 21 декабря 2012 года

Первый год работы Государственной Думы шестого созыва был непростым, но палата стала более открытой для общества и наладила меж­фракционный диалог, парламентарии показали высокую работоспособность и профессиональную эффективность. Последнее в 2012 году пленарное заседание было настолько же насыщенным и богатым на дискуссии, как и вся осенняя сессия. Об этом сказал Сергей Нарышкин, завершая осеннюю сессию.

Уважаемые коллеги!

Сегодня у нас заключительное заседание, но 2012 год не завершён, и его итоги ещё не раз будут анализироваться. Но уже всем ясно, что он был особым для страны. А мы с вами запомним его как самый первый год работы 6-го созыва.

Мы начали его в очень непростых условиях, когда на волне критических общественных настроений в адрес всей власти звучали нелицеприятные оценки, а в адрес парламента летели самые острые «копья». За год ситуация изменилась. Но далеко не все страсти улеглись, а критика в адрес депутатского корпуса (как справедливая, так и очень субъективная) раздаётся ещё очень часто.

Однако нынешний созыв показал не только высокую работоспособность, но и профессиональную эффективность. Оказавшись в иных, чем ранее, условиях, смог перестроить свою деятельность. И, что крайне важно, сделал межфракционный диалог реально работающим фактором законотворческой деятельности. Госдума как демократический институт стала более открытой к запросам общества и «чувствительной» к независимой экспертизе. Об этом свидетельствует начавшийся именно в наших стенах диалог с непарламентскими партиями. А также системно выстраиваемая работа с профессиональными сообществами, более предметные отношения с исполнительной властью и открытый, широкий диалог с коллегами из зарубежных стран.

Были также найдены новые – значимые для укрепления всей представительной власти – направления совместной деятельности с регионами. 13 декабря прошло заседание Совета законодателей при Федеральном Собрании, посвящённое стратегическим целям социально-экономического развития.

Нам немало удалось сделать и для совершенствования парламентского контроля. Это касается всех его форм – вплоть до взаимодействия с Правительством и со Счётной палатой, которая теперь будет формироваться по-новому.

Считаю, что в практику парламентского контроля должен быть заложен глубокий анализ применения уже принятых законов, а также внимание к принимаемым подзаконным актам.

Этот год запомнится нам и самым активным участием в акциях общенационального значения. Мы содействовали проведению многих крупных мероприятий Года российской истории. Именно в этих стенах состоялось заседание оргкомитета по созданию Российского исторического общества. А в июле – в обращении к Президенту – депутаты предложили подготовить план, посвящённый встрече 20-летия Федерального Собрания и Конституции. И наши инициативы были поддержаны Президентом.

10 декабря – тоже по инициативе Госдумы – прошёл Международный парламентский форум, где представители 23 стран обсудили актуальные вопросы развития парламентаризма и демократии в современном мире. Такая встреча проходила впервые, но уже есть запрос на то, чтобы она стала традиционной.

Наконец, 11 декабря в Госдуме и в ряде региональных заксобраний впервые состоялся «час Конституции». Таким образом, парламент как представительный орган становится центром самых актуальных общественных дискуссий.

Наши граждане хотят видеть российский парламент реально влиятельным и профессиональным. Способным на деле решать их назревшие проблемы. И появление в календаре новой памятной даты – Дня российского парламентаризма – будет напоминать каждому не только о его непростой истории, но и о сегодняшних демократических запросах общества.

Я назвал нашу первую сессию – сессией политической модернизации. Но и весь первый год работы 6-го созыва может быть назван так же. Напомню, мы ускорили ввод в действие новых норм закона о партиях. В результате не в 2013 году, а уже сейчас зарегистрировано 48 партий, и почти половина из них успели испытать свои силы на региональных выборах. Весной был принят закон о выборах руководителей регионов, и сейчас в пяти субъектах Федерации уже избрали своих губернаторов.

В ходе осенней сессии мы установили и новый порядок формирования Совета Федерации. Теперь в его основе волеизъявление избирателей региона. Совместно с Советом Федерации подготовлена и принята новая редакция закона о едином дне голосования.

Но задачи политической модернизации ещё не исчерпаны. В портфеле законодательных инициатив законопроект о выборах депутатов Госдумы. Очевидна и необходимость укрепления муниципальной власти, а ряд таких предложений уже поступил от депутатов и региональных ­заксобраний.

Интересы развития нашего государства требуют повышения прозрачности в работе государственных органов и последовательной борьбы с коррупцией. Но основой такой борьбы может быть только закон, глубоко продуманный и не оставляющий лазеек для произвольного толкования. Мы завершили работу над пакетом законов о контроле за соответствием расходов и доходов. Однако внимание парламента к строгому соблюдению на прак­тике установленных законами процедур должно быть не ниже, чем к работе над их ­текстами.

Отмечу, что повышение прозрачности важно не только для органов власти, но и общественных организаций, бизнеса.

Нашему созыву выпала особая роль в развитии экономического законодательства. После ратификации протокола Россия стала членом ВТО, и в этом же году появилось Единое экономическое пространство. Это новая реальность, которая, кстати, отражена и в бюджете. Но дальнейшая работа требует не отрывочных поправок, а системного обновления правовой базы.

Мы к ней уже приступили, работая над законодательным регулированием федеральной контрактной системы, гособоронзаказа, государственного стратегического планирования. Более системным становится и миграционное законодательство. Принята первая часть поправок к Граж­данскому кодексу.

Подчеркну: это – не единственные отрасли, нуждающиеся в обновлении. Особенно трудоёмкой и ответственной будет работа над социальным законодательством. Мы уже увидели, что даже самое широкое общественное обсуждение не смогло снять всех разногласий по законопроекту об образовании. Из этого процесса всем нужно извлечь уроки на будущее, прежде всего для повышения качества собственной работы.

Составляя планы на будущий год, мы не должны забывать о стратегических, работающих на долгую перспективу законах.

Уважаемые коллеги!

Работы, как видим, предстоит очень много. Но за постоянно подгоняющей нас «текучкой» мы не вправе забывать про неуклонное повышение качества нашей работы, про соблюдение фундаментальных принципов законотворчества. Системный подход, связь с наукой, отточенность юридической техники – это не абстрактные вещи, а обязательные условия нашей деятельности.

Только так принимаемые нами законы улучшат жизнь людей и будут им не просто понятны, но удобны в применении и эффективны при защите их прав. Повышение конкурентоспособности нашей правовой системы – это, пожалуй, главное, чего мы должны добиться, обновляя сегодня работу российского парламента.

В завершение позвольте позд­равить всех вас с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы следующий год был счастливым и успешным для всех наших граждан.

Осеннюю сессию 2012 года Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации объявляю закрытой.

21 декабря 2012 года

Итоги осеннего марафона

Владимир Васильев

заместитель Председателя Государственной Думы:

«Нынешняя сессия заложила основу для плодотворной работы в будущем. Депутаты честно исполняли свой долг перед избирателями и существенно продвинулись в деле межфракционного объединения, выработали консолидированную позицию. Особенно, когда принимали изменения в закон о коррупции и защищали российских детей.

Мы много сделали для обеспечения здоровья наших граждан. Да, было трудно бороться с лоббистами табака и алкоголя, но препятствия удалось преодолеть. Кроме того, начались решительные шаги в реформировании системы капитального ремонта ЖКХ. Ломая отжившие правила, формируется новая, прозрачная система работы в этой сфере.

Всем давно понятно, что Государственная Дума – это действительно место для дискуссий. Я хочу поблагодарить коллег, готовых эти дискуссии конструктивно организовывать».

Иван Мельников

первый заместитель Председателя Государственной Думы, первый заместитель председателя ЦК КПРФ:

«Если говорить об оценках работы Государственной Думы, то прошедший год является «двуликим».

С одной стороны, в лучшую сторону изменился парламентский стиль и этикет, действительно стало больше дискуссий, больше живого. Кто бы что ни говорил, а я считаю, что, к примеру, такой опыт, как заседание до полуночи с сотнями поправок от оппозиции, – это только на пользу развитию парламентаризма как одной из форм политической борьбы.

С другой стороны, партией власти был продавлен целый «чемодан» поспешных инициатив, направленных на то, чтобы сковать права граждан на выражение своей позиции. Не особенно изменился и характер социально-экономических решений Государственной Думы, появились экзотические формы преследования неугодных депутатов».

Игорь Лебедев

заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель Высшего cовета ЛДПР:

«Конца света в этом году так и не случилось. Зато произошло множество перемен к лучшему. На фоне разного рода панических ожиданий – как в области экономики, так и политики – звучит, казалось бы, странно. Но это так. И роль ЛДПР в переменах к лучшему достаточно велика.

Мы внесли законопроект против жульничества и воровства голосов на выборах. Законопроект предполагает ответственность не только для работников избирательных комиссий, но и для любых рядовых участников нарушений ­выборного законодательства. Для всех этих «­карусельщиков». ­Ответственность – от штрафа в 100 тысяч рублей до срока в четыре года. ­Думаю, если не этот ­конкретный закон, то сходный будет принят. ­Ввели же, ­например, единый день голосования. Эту меру ЛДПР предлагала уже ­давно. Как ­обычно, на нас не ­сослались, но ­сделали именно­ так, как мы ­предлагали».

Сергей Миронов

руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ:

«Работа Государственной Думы 6-го созыва показала, что происходят важные изменения. Конечно, в этом велика роль Председателя Государственной Думы, который всё-таки старается вернуть дискуссии в наши стены. Дискуссии вроде бы есть, но результат нас пока не очень радует, потому что «Единая Россия» регулярно включает машину для голосования, отвергая многие разумные и дельные предложения других фракций. 

Подводя итог уходящему году, должен сказать, что атмосфера в стенах Государственной Думы изменилась. Но результат, к сожалению, остаётся по-прежнему неудовлетворительным. Буду надеяться, что здравый смысл чаще будет посещать Государственную Думу, в том числе фракцию большинства, и, по крайней мере, некоторые вполне разумные, просчитанные и подготовленные инициативы оппозиционных партий будут находить себе дорогу в качестве законов, а не законопроектов».

Мнения

Владимир Бурматов

член Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций:

«Главным достижением сессии считаю принятие Закона «Об образовании». На мой взгляд, это хороший опыт работы и успешное её завершение для тех, кто вносил в него поправки. Да, законопроект где-то не устраивает оппозицию и профессиональное сообщество. Но он взвешен, отредактирован, работа над ним велась долгое время, что и даёт плоды.

Если говорить о том, что не удалось сделать, – это убедить Министерство образования и науки не затевать историю с определением эффективности вузов. Но я считаю, что мы сейчас идём в более спокойном и верном направлении. Министерство приняло критику, которая была вполне обоснованной».

Виктор Звагельский

заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:

«Об итогах осенней сессии я могу судить в первую очередь по результатам работы нашего комитета. Среди значимых отмечу те законопроекты, которые появились после вступления России в ВТО. Они поддерживают отечественных производителей.

Вообще, на мой взгляд, самым важным документом, принятым в течение сессии, стал законопроект о запрете курения в общественных местах. Также очень своевременны законы по увеличению сроков наказания и штрафов за нарушение правил дорожного движения, а также об увеличении сроков за неумышленное убийство в результате ДТП. В России только такими кардинальными методами нужно бороться с произволом.

К тому, что законодателям не удалось провести с честью, я отношу несколько резонансных обсуждений. Среди которых – отставка Геннадия Гудкова, «закон Димы Яковлева», закон о НКО. И отрицательны эти документы не по сути или по тому, как они принимались, а потому, что двусмысленное и малопонятное поднималось на щит, а всё хорошее, достойное преподносилось завуалированно».

Игорь Ананских

председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам ­молодёжи:

«Выделю одно из направлений нашей законодательной деятельности – спорт, который в России сегодня находится на подъёме. В уходящем году депутатами разрабатывались ряд значимых законов, которые должны обеспечить поступательное развитие данной отрасли. Это и закон о договорных матчах, о болельщиках, о чемпионате мира по футболу в 2018 году. Все они имеют большое значение для спортивной жизни нашей страны. Надеюсь, что в будущем году нам удастся продолжить активную работу в этом направлении, и эти законы будут приняты».


Просмотров 23

27.12.2012