Закон, созданный обществом

Неделя Федерального Собрания

В Государственной Думе развернулась дискуссия, посвящённая предстоящему юбилею российской Конституции

В следующем году российской Конституции, принятой в результате всенародного голосования в декабре ­1993-го, исполняется 20 лет.

За эти годы в России произошли кардинальные изменения в политической и общественной жизни – и сегодня вроде бы близкие 90-е кажутся другой эпохой. Означает ли это, что пришло время вносить изменения в Основной закон страны? Этот вопрос оказался в центре внимания участников дискуссии «открытой трибуны», тема которой «Конституция Российской Федерации 20 лет спустя: пути формирования общественного согласия в контексте развития российской государственности». Провёл её Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.

Сергей Нарышкин подчеркнул, что обсуждаемая тема – хороший повод поговорить о состоянии правовой системы государства и путях её совершенствования, об уровне правосознания власти и общества, о том, как важно всем субъектам права законодательной инициативы соблюдать фундаментальные нормы правотворчества.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в своём выступлении посчитал основным недостатком действующей Конституции перекос в пользу исполнительной власти. По его мнению, парламент за прошедшее двадцатилетие так и не нашёл своё место в государственной иерархии. Изменения в Основной закон можно вносить при помощи Конституционного собрания, закон о котором готовится во фракции КПРФ. Лидер партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов был конкретен, перечислив десять пунктов изменений, которые его фракция готова внести в Конституцию. Среди них введение права парламента выражать недоверие Правительству и отдельным министрам, мораторий на законы, ограничивающие выборную свободу граждан, и так далее. При этом Сергей Миронов подчеркнул, что потенциал нынешней Конституции не исчерпан, но и оставаться музейным памятником она не должна.

Впрочем, иногда ответ на вопрос, как и в чём нужно усовершенствовать Основной закон, лучше подскажут не эмоции политиков, а глубокое знание правовой теории. Сегодня много споров вызывает процедура формирования Совета Федерации. Впервые порядок выборов в этот орган был установлен в 1993 году. «Совет Федерации – далеко не последний институт государства, тем не менее мы уже четвёртый раз за двадцать лет меняем порядок его формирования. По-моему, с этим пора раз и навсегда определиться на конституционном уровне», – считает полномочный представитель Правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский. В свою очередь, экс-председатель Конституционного суда Марат Баглай подверг резкой критике обсуждаемыеизменения Основного закона. По его мнению, отчёт Правительства или министра в парламенте – это сегодня не более чем формальность, поскольку парламент не имеет конституционных полномочий этот отчёт непринять. Обязательность отчёта Правительства была записана в изменениях в Конституцию, которые были сделаны депутатами V созыва. «Мы работаем в переходных формах общественного развития, и это вносит свои коррективы и в Основной закон», – считает председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. Он подчеркнул, что отчёты Правительства – это очень серьёзное контрольное полномочие парламента, которое было необходимо отразить в Конституции. «Ценность современной Конституции в том, что она представляет собой основу для существующего общественного договора, в котором есть все механизмы для последовательного поступательного и, главное, стабильного развития страны», – подчеркнул Плигин.

Между тем дискуссия выявила и ещё один важный аспект. Сегодня Конституцию недостаточно развивать и надстраивать, её необходимо и защищать. Недавно вступили в силу правила предоставления медицинскими организациями платных услуг. «По смыслу эти законодательные акты являются прямым нарушением Конституции, но документы составлены так, что, с одной стороны, заставляют людей платить, а с другой – позволяют избежать обвинений в нарушении прав граждан», – отметил Сергей Миронов. Поэтому вступающие в силу законы и особенно подзаконные акты, разрабатываемые ведомствами, должны проходить тщательный мониторинг на предмет соответствия Основному закону страны. В связи с этим следует подумать и о расширении полномочий Конституционного суда как института, гарантирующего конституционные права граждан. Именно этот шаг позволит пре­вратить работу над развитием Основного закона страны в планомерный процесс, в котором нет места конъюнктурной критике. «Радикальные заявления о необходимости полного пересмотра Основного закона, на мой взгляд, – это больше шаги популистского характера, которые чаще всего не имеют общественной поддерж­ки и не учитывают последствий таких шагов», – сказал в заключение Сергей Нарышкин. Дискуссия по вопросам конституционного строительства будет продолжена и обе­щает быть весьма интересной.

Справка

Конституция РСФСР 1918 года

Содержание: 90 статей

Направленность. Этот документ – скорее, политическая декларация, закрепляющая основы нового строя с главенствующей ролью диктатуры пролетариата, чем правовой свод свобод и прав граждан. Надо сказать, что эта тенденция сохраняется и в двух последующих конституциях и будет преодолена только в 1977 году.

Частная собственность. Такое понятие отсутствует. Чётко определено, что все богатства страны объявляются общенародным достоянием, собственностью рабоче-крестьянского государства.

.

Конституция СССР 1924 года

Содержание: 72 статьи

Направленность. Тезис о политическом значении диктатуры пролетариата занимает главенствующее положение.

Огромное значение уделено в документе административно-территориальному делению страны. На основании документа СССР – союзное государство РСФСР, Украинской, Белорусской и Закавказской республик (ЗСФСР: Азербайджан, Грузия, Армения).

Частная собственность. Понятие по-прежнему отсутствует. Однако земля, недра, воды и леса определены как исключительная собственность государства.

.

Конституция СССР 1936 года

Содержание: 146 статей

Направленность. «Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата», – гласит статья 2 документа.

Частная собственность. Признаётся право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления.

.

Конституция СССР 1977 года

Содержание: 174 статьи

Направленность. В этой Конституции более чётко начинает прослеживаться не только политическая, но и правовая, и юридическая составляющая.

Впервые в статье 2 записано, что «вся власть в СССР принадлежит народу».

Наравне с этим закреплено положение о КПСС как руководящей и направляющей силе советского общества. Так появилась знаменитая 6-я статья, отмена которой случится лишь в 1990 году.

Частная собственность. Гражданин получает право на личное пользование землёй.

.

Конституция РФ 1993 года

Содержание: 137 статей

Направленность. Российская Федерация провозглашается правовым государством. В Конституции последовательно проводится принцип разделения властей, устанавливается принцип идеологического, религиозного и политического многообразия.

Частная собственность. В статье 8 декларируется: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Наравне с этим документ предусматривает исключение из частной собственности некоторых видов имущества.

Просмотров 515