Учёба на полторы ставки
Неделя Федерального Собрания
В самый разгар подготовки документа ко второму чтению в пресс-центр «Парламентской газеты» приехал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин. В беседе с журналистами он говорил о том, что в законопроект удалось внести ряд важных поправок, улучшающих документ, однако часть его положений нуждается в серьёзной доработке.
Шаг вперёд…
«Законопроект ко второму чтению стал лучше, – Олег Смолин начинает разговор, но тут же оговаривается. – Я насчитал пять позиций, по которым новый закон будет лучше старого, и примерно пятнадцать пунктов, по которым он будет хуже действующего».Положительным моментом, по мнению первого заместителя председателя Комитета по образованию, станет возвращение в законопроект ряда статей, определяющих экономические принципы образовательной политики. К примеру, зафиксировано, что средний размер заработной платы педагога не должен быть ниже уровня средней заработной платы по экономике региона. Сейчас в среднем по стране она составляет около восьмидесяти процентов, а будет – сто.
Но есть и нюансы.
«Эта норма закона страдает двумя недостатками, – поясняет Олег Смолин. – К средней по региону приравнивается не ставка педагога, а его заработная плата. А ведь большинство учителей работают не на одной ставке, а на полутора или даже двух. Второй недостаток этой нормы в том, что она не создаёт единого в России образовательного пространства. Учителя из провинции задают вопрос: а чем таким особенным они отличаются от столичных, которые получают заработную плату в несколько раз большую, чем в регионах?»
…и два шага назад
Из очевидных плюсов нынешней редакции документа, по мнению Олега Смолина, можно также назвать ограничение родительской платы за дошкольные учреждения в размере не более 20 процентов (для многодетных – 10 процентов), ограничение платы за общежития для студентов (вместе с коммунальными услугами) в размере не более 10 процентов от расчётной стипендии, возможность сетевого взаимодействия (кооперации с другими учебными заведениями в рамках образовательной программы), а также чёткую регламентацию процесса электронного дистанционного обучения.Однако минусов, убеждён Олег Смолин, в законопроекте куда больше, чем плюсов. Среди них лишение педагогов доплат за учёные звания и степени. Вместо этого предусмотрено увеличение его должностного оклада на размер компенсации.«Разговоры о том, что только плохие профессора получают 20–30 тысяч, а хорошие гораздо больше, некорректны, – считает Олег Смолин. – Это зависит от внебюджетных доходов вузов. Заработная плата российского профессора и сейчас ниже, чем американского, французского или японского, а может снизиться ещё».
Закон конечно же затронет не только преподавателей, но и студентов.
«Документ предусматривает сокращение числа студентов-бюджетников, и с этим мы категорически не согласны, – утверждает депутат. – У нас сейчас и так менее сорока процентов студентов учатся на бюджетные деньги. Это ниже, чем во многих развитых странах, к тому же в России почти отсутствует система образовательного кредитования».
Раскритиковал Олег Смолин и переход на болонскую систему обучения: «В бакалавриате человек получает на сорок процентов меньше специальных знаний, чем тот, кто учился по традиционной программе специалитета. Чем выше требования к квалификации и уровню знаний и умений, тем менее пригодна система бакалавриата».
По мнению Олега Смолина, уже сейчас ясно, что законопроект будет содержать в себе некоторые юридические огрехи, которые потом придётся исправлять.
«Мы будем делать всё возможное, чтобы максимально улучшить законопроект, – заверил журналистов первый заместитель председателя Комитета по образованию, – если не сейчас, то уже после вступления закона в силу мы будем дополнять его новыми законодательными инициативами».
ДОСЬЕ
Олег Николаевич Смолин – первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию.
Родился 10 февраля 1952 года в селе Полудино Северо-Казахстанской области. Окончил исторический факультет Омского государственного педагогического института имени Горького. Доктор философских наук.
В 1990 году избран народным депутатом РСФСР. С 1993 по 1995 год – член Совета Федерации. С 1995 года – депутат Государственной Думы.