Поездка в регион: Валерий Язев – Мурманская область

Поездка в регион: Валерий Язев – Мурманская область

В ходе визита Валерий Язев принял участие в IV Международной конференции «Освоение арктического шельфа: Шаг за шагом», которая состоялась в Мурманске 29 сентября. На следующий день он выступил с докладом на III Мурманском Международном экономическом форуме «Арктика для молодежи» и посетил «Оленегорский горно-обогатительный комбинат».

- Валерий Афонасьевич, какие решения были приняты в ходе конференции по освоению акртического шельфа?

- Эта конференция стала эффективной площадкой для представителей крупнейших мировых компаний, имеющих опыт работы в суровых условиях крайнего севера, видных ученых, представителей органов власти. В центре внимания,  на этот раз, были вопросы сотрудничества российских и иностранных компаний при освоении месторождений шельфа Норвежского, Баренцева, Печорского и Карского морей, проект комплексного освоения Штокмановского месторождения, а также газификация региона.

- Когда начнётся освоение Штокмановского месторождения?

- В декабре этого года будет принято инвестиционное решение.  Уже идет контрактация объемов работ на 2012 год. В 2016 году, я убежден, здесь будет газ. А в 2017 году пустим завод по сжижению газа в Териберке. Социальный эффект от реализации Штокмановского проекта будет весомым. Это, во-первых, новые рабочие места, причём высокотехнологичные и высокооплачиваемые. Во-вторых, это газификация Мурманской области. Мы удешевим коммунальную энергетику, переведя ее на газ. И в-третьих, это новые доходы в бюджет Мурманской области и дополнительные возможности для решения социальных проблем – развития здравоохранения, образования, культуры. Новое качество жизни войдет в каждый дом. В Государственной Думе следующего, шестого созыва будет рассматриваться много вопросов по Арктике, северянам и их обустройству. Нужно восстановить в полной мере северные льготы и надбавки.

- Какие крупные инфраструктурные проекты будут реализованы на территории Заполярья в ближайшие годы, помимо запуска Штокмановского месторождения?

- Предстоит модернизировать Мурманский порт - инвестиции в этот проект составят 60 миллиардов рублей, построить три новых атомных ледокола и шесть дизель-электрических, завершить реконструкцию мурманского аэропорта, модернизировать федеральную трассу «Кола». Нужно принимать решение о строительстве Кольской АЭС-2. Большого внимания заслуживает редкоземельная отрасль, которую развалили не только в нашей стране, но и в  США, и в Европе. В России металлы редкоземельной группы есть в рудах 14 месторождений, причем преобладающая часть - почти 70 процентов - находится на Ловозерском месторождении в Мурманской области. Редкоземельные элементы активно используются в микроэлектронике, без них невозможно создавать высокотехнологичные товары. Потребуются они и для освоения Арктики.

- Будет ли принят в осеннюю сессию Государственной Думы законопроект о Северном морском пути?

- В сентябре Правительство одобрило этот законопроект, и мы ждем его внесения в Государственную Думу. Новый закон обеспечит создание чёткой системы государственного управления развитием и функционированием Северного морского пути.     

   -  Кроме того, Министерством транспорта РФ разработаны поправки в законодательство в части государственного регулирования торгового мореплавания по трассам в акватории Северного морского пути. Реализация этого законопроекта позволит конкретизировать статус Северного морского пути как единой национальной транспортной коммуникации России в Арктике. На сегодняшний день нормативного регулирования требуют вопросы пересечения границ, воссоздания инфраструктуры, береговых сооружений, плавучих островов, чего нет в действующих законах. Кроме того, есть экологические аспекты, потому что мы выходим в зону с очень хрупкой экосистемой.

- Государство возвращается в Арктику, и это хороший сигнал инвесторам и специалистам о возобновлении полноценных перевозок по Северному морскому пути. В последнее время об этом неоднократно говорил Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин. Федеральная власть видит будущее Севморпути в качестве международной транспортной артерии, способной составить конкуренцию традиционным морским линиями и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству.

- Как привлечь молодёжь для работы в Северных регионах и в Арктике?

- Я озвучил эту тему III Мурманском Международном экономическом форуме. Прежде всего, необходимо создавать экономические стимулы. Но нужно не только привлекать в регион новые высококвалифицированные кадры, но и улучшать качество жизни коренного населения. В центре внимания «Единой России» всегда находится человек. Любая стратегическая задача в экономике, политике, науке имеет конечным результатом улучшение качества жизни людей.  Для освоения холодных северных территорий нужны теплый инвестиционный климат и теплая социальная среда. Эту задачу мы будем решать совместно с исполнительной властью в ближайшие годы.

- Необходимо законодательно закрепить налоговые преференции для хозяйствующих субъектов и дополнительные социальные гарантии для жителей Кольского полуострова. В своё время, в связи с принятием 122-го федерального закона, люди частично потеряли северные коэффициенты и надбавки. К решению этого вопроса мы, безусловно, вернёмся.

- Особое внимание на III Мурманском Международном экономическом форуме было уделено экологии. Как будет обеспечиваться экологическая защита северных территорий при столь стремительном промышленном освоении?

- Хрупкость и уязвимость арктической природной среды как нигде требуют внедрения ресурсосберегающих, «умных», прорывных технологий, которые не нанесут непоправимого экологического урона. На Кольском полуострове в советский период интенсивного освоения возникли «горячие точки», в которых масштабы деградации окружающей среды достигли опасных значений, а уровни загрязнения существенно превышают допустимые нормы. Именно поэтому в Мурманской области должен быть предусмотрен комплекс природоохранных мер, включая развитие сети национальных парков и заповедников. Мы ни шага не сделаем в Арктике без самого жесточайшего экологического надзора и инспекции всех проектов.


Просмотров 2

03.10.2011