Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

Неприличными словами не выражаться!

Неделя Федерального Собрания

14.12.2012 15:00

Как шлёпнуть столоначальников по губам, не растеряв при этом ценные кадры

Медийная активность государственных служащих, открывших для себя Фейсбук, ВКонтакте и Твиттер, нуждается в мониторинге и контроле. К такому мнению пришли участники состоявшегося в Государственной Думе круглого стола на тему служебной этики.

Чиновники – тоже люди

Интернет сократил дистанцию между социальными элитами и низами, поместив тех и других в рамки единого информационного поля. Правда, чиновников при этом забыли предупредить, что стремление поделиться с широкой аудиторией личным мнением или результатами своей деятельности может обернуться скандалом. При желании, это могли бы подтвердить и экс-губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, покинувший пост вскоре после публикации в Твиттере фотографии червяка в кремлёвской тарелке, и бывшая пресс-секретарь Росмолодёжи Анна Бирюкова, поплатившаяся должностью за сообщение в микроблоге о даче взятки гаишнику.

«Любые высказывания чиновников на грани фола наносят ущерб авторитету страны как за границей, так и в её пределах. Поэтому если мы сможем в воспитательных целях ограничить их словесные вольности, грубые ответы, хамские выражения и унизительные высказывания – это пойдёт им на пользу», – считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев.

О драконах – ни слова!

По убеждению законодателя, публиковать твиты чиновники должны не бездумно, а отдавая себе отчёт в том, что аудитория за ними не только наблюдает, но и «копирует их поведение». А для того чтобы не возникало нареканий по поводу резких высказываний и нецензурщины в социальных сетях, он предложил учёным, преподавателям и общественным деятелям поду­мать над созданием этического кодекса чиновника, который станет «не карательным документом, а воспитательным механизмом».У некоторых сразу возник вопрос: почему речь идёт только о наёмных госслужащих, в то время как народных избранников, также не брезгующих крепким словцом, кодекс этики не затронет. Получается, что ни вице-спикеру Законодательного собрания Санкт-Петербурга, на днях обозвавшему своих коллег баранами, ни руководителю одной из думских фракций, определившему в «дебилы» всё население Урала, о своих публичных высказываниях беспокоиться не придётся?

Александр Агеев согласился, что об этике парламентариев «тоже нужно думать», но предупредил об опасности «ограничения принципов демократии»: «В политических дебатах с парламентской трибуны могут звучать самые разные высказывания. И если начать ограничивать возможности политических партий, то мы погрязнем в судах и не будем из них вылезать».

«Получается, граждан можно и штрафовать, и запрещать им больше трёх не собираться. А как дело доходит до политиков и чиновников – сразу вспоминают о правах человека», – огорчился доцент кафедры государственного и муниципального управления Академии МЧС Владимир Кочетков.

Как сберечь ценные кадры

Ладно – парламентарии, а как быть с губернаторами, чья должность не так давно опять стала выборной? Ведь они тоже могут отнести битьё по губам кодексом этики на счёт ограничения демократических принципов! Тогда, возвращаясь к скандалу с «кремлёвским червяком», придётся признать, что поступок Дмитрия Зеленина был допустимым, а вот высказывание помощника Президента Сергея Приходько, предложившего уволить главу региона «за слабоумие», – непристойным. «Раз уволили – значит, слабоумный», – сделал вывод за гипотетическую аудиторию Владимир Кочетков.К этическим категориям эксперты причислили, среди прочего, и стремление чиновников наживаться на своих должностях. Один из выступавших даже оплакал горький бюрократический хлеб, предложив узаконить коррупцию, как это было при Иване Грозном, отправлявшем служивых людей «кормиться на местах». Другие участники дискуссии практику «заноса взятки через кассу» не поддержали, из-за чего между философами и политологами разгорелся учёный спор о характере и истоках мздоимства.

Вернуть обсуждение в русло заявленной темы помогли технари. Специа­листы по информационным системам предложили задействовать в работе и быту госслужащих специальные программы-фильтры, которые не только отсеют неприличные выражения, но и проследят, чтобы сквозь пальцы чиновника в клавиатуру не утекли сведения государственной важности.

Пилюля от непотребства

Идею служебной слежки участники заседания в целом одобрили, но возник вопрос о том, сможет ли система фильтрации совершенствоваться вместе с эволюцией ругательных слов. Александр Агеев напомнил, что в ожидании судебного запрета на словосочетание «партия жуликов и воров» острословы породили эвфемизм «ПЖиВ». И задался вопросом: «Как бороться с такими моментами в нашем кодексе – компоновками, перифразами и аббревиатурами, и есть ли выход из этой ситуации в целом?»

Профессор МГУ Юрий Петрунин предложил не мудрить с запретами на словосочетания, а вместо этого применять более жёсткие критерии при отборе кандидатов на госслужбу: «Граждане ждут от чиновника образцового поведения. И вопрос в том, будет ли образец подниматься до планки или планка опустится до существующего образца?» Тем, кто не хочет работать над собой, доктор философских наук посоветовал заводить личные блоги не от имени должностного лица, а «обозвавшись пусей».

Своеобразную точку в дискуссии поставил пресс-секретарь Президиума РАН Сергей Шаракшанэ. Вместо жёстких ограничений, которые станут «дулом, приставленным к виску чиновника», он предложил принять «самую мягкую форму кодекса», которая сработает как гомеопатическая пилюля: проштрафившиеся попадут на доску позора, чем и напугают всех остальных, отвадив от хамства и ругани.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Что мешает хорошему реноме чиновников и ­политиков в Интернете?

(из ответов студентов Московского государственного лингвистического ­университета)

 Государевы люди плохо представляют принципы работы социальных сетей и не всегда понимают, что используемые ими средства могут быть использованы против них самих. Информационные войны чиновники проигрывают, потому что привыкли вести их на бумаге, в то время­ как весь мир перешёл в электронный формат. Стиль общения чиновника-блогера должен оставаться деловым, без смайликов и панибратства, но в то же время далёким от официального казённого языка. Личные ­страницы ­чиновников и поли­тиков не должны содержать плавок-курортов-бассейнов. Над этим будут ­потешаться или негодовать. Некоторым чиновникам не помешал бы помощник с филологическим образованием, который обрабатывал бы их комментарии в Интернете.

Как наказывать ­нерадивых ­чиновников?

(из предложений Александра Агеева)

Служебный выговор.Штраф.Перемещение на другую должность.Частичная или полнаядисквалификация.Увольнение.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 902