Андрей Клишас: Киевские власти предпринимают очередные шаги, противоречащие положениям минских соглашений
Внесение поправок в Закон Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» в редакции, предложенной Президентом Петром Порошенко, не соответствует минским соглашениям.
Комплексом мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года закреплено, что проведение местных выборов должно осуществляться на основании диалога в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». При этом будущий режим этих районов определяется указанным Законом (пункт 4).
Между тем следует констатировать, что поправки в статью 10 Закона Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» внесены в Верховную Раду Украины без проведения предусмотренного Минскими договоренностями согласования. Таким образом, с принятием поправок положения Минских договоренностей, согласно которым «вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы» фактически не выполнимы, поскольку позволяют действовать в одностороннем порядке, ссылаясь на законодательство Украины без учета позиции представителей Донецкой и Луганской областей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Минские договоренности: Обмен заложниками, вывод иностранных вооруженных формирований и конституционная реформа Украины
В нарушение последовательности выполнения достигнутых договоренностей поправками предлагается установить, что «статьи 2 — 9 обозначенного Закона действуют со дня обретения полномочий органами местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, избранными на внеочередных выборах, проведенных в соответствии с Конституцией Украины, этим и другими законами Украины».
Указанные статьи закрепляют принципиально важные гарантии мирного урегулирования, а именно: недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания — участников событий на территории Донецкой, Луганской областей; право языкового самоопределения каждого жителя в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, в том числе свободного пользования русским языком; восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда; возможность создания отрядов народной милиции, на которые возлагается реализация задачи по охране общественного порядка.
Поправками предлагается ввести действие данных гарантий с момента наделения полномочий избранных на внеочередных выборах органов местного самоуправления, что свидетельствует о нежелании государства в настоящее время выполнять следующие меры, закрепленные Минскими договоренностями:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- поддержка социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Вызывает также недоумение пункт 5, который предлагается внести в Закон, предполагающий соблюдение его требований «исключительно органами местного самоуправления».
Создание подобных законодательных фикций, установление всевозможных оговорок, норм с отсроченным началом действия преследует исключительно демонстративные цели, не имеющие ничего общего с выполнением достигнутых договоренностей, и пока не отражают реальных шагов со стороны государства по их выполнению.
Ещё материалы: Андрей Клишас