Замыслы режиссёров выведут из-под действия закона о госзакупках

Вячеслав Володин предложил рассмотреть в апреле документ, который ждёт всё культурное сообщество

Замыслы режиссёров выведут из-под действия закона о госзакупках

Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Учреждения культуры могут закупать на открытых аукционах скрепки, шторы и стулья, а вот всё, что связано с творчеством, «уложить» под действие 44-го федерального закона о госзакупках невозможно, говорил президент Владимир Путин ещё в 2017 году. Сейчас законопроект, смягчающий требования к госзакупкам в сфере культуры, который так ждут в профессиональном сообществе, внесён на рассмотрение Госдумы — не хватает отзыва Правительства. В кабмине уже пообещали проконтролировать подготовку заключения в кратчайшие сроки — в этом случае документ может быть рассмотрен в первом чтении в апреле, сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин 26 марта на заседании Совета по законотворчеству, посвящённому обсуждению законопроекта.

Без контракта огурец не купишь

Проблемы закупок в сфере культуры для непосвящённых творческие деятели объясняют просто: это когда театр, к примеру, должен выбирать, с каким режиссёром сотрудничать — Львом Додиным или Римасом Туминасом, исходя из того, чей контракт стоит меньше. А для покупки любого реквизита к спектаклю — допустим, огурца — необходимо за пять дней до приобретения опубликовать в Единой информационной системе извещение о закупке, направить запросы о предоставлении информации о нынешних ценах на овощи не менее пяти поставщикам и выбрать огурец подешевле. Неудивительно, что проблемы госзакупок в сфере культуры уже дважды поднимались Владимиром Путиным: в 2017 году на Совете по культуре и искусству при президенте и на встрече главы государства с театральными деятелями 13 декабря 2018 года. «Открытые конкурсы по всем заданным пунктам, они, конечно, неуместны, — говорил Путин два года назад. — Кроме таких общехозяйственных вещей, там, я не знаю, скрепки, шторы, стулья. Это можно вполне покупать на открытых конкурсах, и надо это делать. Всё, что связано с творчеством, конечно, вот это прокрустово ложе, которое не укладывается и уложить туда невозможно, поэтому здесь, точно совершенно, нужно вносить изменения».

После почти двухлетней работы, в декабре 2018 года, думский Комитет по культуре внёс в Госдуму законопроект, которым предлагается увеличить для организаций культуры максимально допустимые суммы для заключения контрактов с единственным поставщиком; смягчить требования к закупкам, осуществляемым бюджетными учреждениями за счёт пожертвований и благотворительных взносов, а также в ряде случаев ввести прямой запрет на привлечение субподрядчиков. «Внесение нашего федерального закона, широко освещённого в том числе в прессе, вызвало, не побоюсь этого слова, энтузиазм культурного сообщества, — сказала на Совете по законотворчеству один из авторов документа, глава Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. — Все ждут, когда эта работа будет продолжена. К сожалению, она сейчас застопорилась в связи с тем, что мы не можем получить официальный отзыв Правительства». Ямпольская уверена, что снять все противоречия с экономическим блоком Правительства можно «в рамках любых согласительных комиссий, в любых форматах и на любых площадках», потому что главная задача — сделать жизнь культурных деятелей проще.

А пока новые нормы не приняты, театры вынуждены постоянно нарушать закон, рассказала директор Театра Наций Мария Ревякина. «Допустим, заболел актёр. У нас контрактная система, нужно вечером его ввести в постановку. Что мы должны сделать? Вывесить на сайте вариант нашего договора и ждать десять дней. То есть мы всё время нарушаем закон по процедуре», — пояснила она.

Заседание Совета по законотворчеству на тему «Совершенствование законодательства о закупочной деятельности в сфере культуры».Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Другая абсурдная ситуация: Театр Наций был вынужден в течение пяти лет согласовывать закупку иностранных чулочно-носочных изделий для актрис с Министерством культуры. «Мы предложили — и это есть в законопроекте — не применять нормативно-правовые акты, устанавливающие запрет на допуск иностранных товаров, — отметила Ревякина. — Мы также выступили за то, чтобы увеличить максимально допустимые суммы для заключения контрактов с единственным поставщиком». Дело в том, что с момента принятия закона, ограничившего годовой объём работ, которые государственные и муниципальные учреждения культуры могут заказать у единственного поставщика, стоимостью менее 400 тысяч рублей, существенно изменилась экономическая ситуация, в том числе из-за инфляции и девальвации рубля в 2014 году. При этом одна только перевозка декораций во время гастролей, по словам Марии Ревякиной, у перевозчиков стоит куда больше 400 тысяч. «Мы предлагаем поднять эту сумму до 700 тысяч и в годом объёме — до 50 миллионов рублей», — добавила она.

Директор Большого театра Владимир Урин считает, что итоговую сумму можно было сократить и до 30 миллионов. «Пятьдесят миллионов — излишняя сумма, предлагаю двигаться в сторону уменьшения», — сказал он. Это единственное положение законопроекта, которое вызывало замечания у Урина: по его словам, необходимость скорейшего смягчения требований к  госзакупкам в сфере культуры стала для него «вопросом осознанной практики». «Сейчас Минкульт должен арендовать Большой театр, чтобы провести открытие Дней культуры Турции с участием президентов двух стран, но сделать это невозможно без проведения конкурса. Это абсурд. Не говоря о том, что на этом тратится колоссальное время», — добавил он.

Отзыв задерживается из-за непростой процедуры согласования

Деятели культуры приветствуют положение законопроекта, которое исключает обязанность заказчика обосновывать цены контрактов, заключаемых при закупке культурных ценностей и контрактов, заключаемых с артистами, режиссёрами, художниками и композиторами. Согласно тексту документа, «обоснование начальной цены по указанным случаям не имеет смысла, так как конкретная культурная ценность… может быть приобретена только по цене конкретного поставщика, владеющего предметом поставки или правами на него; на практике предоставление расчёта и составление отчёта усложняет осуществление указанной закупки, так как издателям и правообладателям уже изначально принадлежат исключительные права, режиссеру театральной постановки нужен только этот актёр, композитор и т.д.». Вот и получается, что из двух режиссёров театр должен выбирать мастера, соответствующего не художественному замыслу, а стоимости контракта. «Это совершенно неверно», — подчеркнула Ревякина.

Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. Фото: Пресс-служба Государственной Думы

«Сверхтяжёлой» для творческих работников назвал сложившуюся ситуацию и председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. По его мнению, культуру необходимо полностью вывести из-под действия закона о госзакупках.

Существовавшие на протяжении многих лет нормы действительно показали, что они являются тормозом, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Президент поручил? Поручил. Что исполнено? — указал председатель на срыв сроков подготовки заключения Правительства. — Коллеги, так не пойдёт! Мы исходим из того, что президент дважды сказал. Не будем дожидаться, когда скажет третий раз».

Отвечая на замечание спикера, полпред Правительства в Госдуме Александр Синенко сообщил, что Правительство проконтролирует подготовку в кратчайшие сроки отзыва на законопроект о смягчении требований к госзакупкам в сфере культуры.  «Действительно, срок нарушен, у нас срок на подготовку отзыва — 30 дней, как вы понимаете, он уже истёк, — сказал Синенко. — Если я правильно помню, в комитет было обращение, до 29 марта этот срок продлён, то есть формально мы его ещё не пропустили, но понимаем, что до 29 марта вряд ли этот отзыв будет направлен. Я обязательно доложу руководству по итогам нашего совета, чтобы этот вопрос был взят на контроль».

Доклад будет направлен вице-премьеру — руководителю аппарата Правительства РФ Константину Чуйченко, чтобы были предприняты все возможные меры для того, чтобы «отзыв Правительства был подготовлен в кратчайшие сроки», добавил полпред Правительства.

Опоздание Синенко объяснил непростой процедурой согласований: разногласия фактически должен снять вице-премьер, а в данном случае, «поскольку этот вопрос лежит в компетенции двух вице-премьеров (Ольга Голодец и Антон Силуанов. — Прим. ред.), это дополнительный раунд согласований ещё и между ними», пояснил он.

При получении отзыва от кабмина документ может быть рассмотрен уже в апреле. ««Есть предложение на 9 апреля готовить законопроект к рассмотрению в первом чтении», — сказал Вячеслав Володин в завершении Совета.

Просмотров 3241

26.03.2019 16:54



Загрузка...

Популярно в соцсетях