За границу пустят и без гербового свидетельства

Для оформления виз и выезда будет достаточно выписки из реестра записей актов гражданского состояния

17.07.2022 00:00

Автор: Инесса Фотева

За границу пустят и без гербового свидетельства
  © Тимур Ханов/ПГ

Документы на бумаге, которые выдают в загсах, россиянам придется получать лишь в исключительных случаях. Например, чтобы оформить визу в другую страну или решить вопросы в организациях, не подключенных к системе межведомственного электронного взаимодействия. Официально подтверждать рождение ребенка или вступление в брак Минюст предложил не привычными гербовыми свидетельствами с защитными водяными знаками, а выписками из Единого реестра записей актов гражданского состояния. «Парламентская газета» выяснила, в чем плюсы нововведения, стоит ли опасаться подводных камней, где и как такие выписки получить.

Без красивых бумажек

Если законопроект одобрят, традиционные гербовые бланки выдавать перестанут. Однако ранее выданные свидетельства останутся легитимными и будут иметь такую же юридическую силу, как и выписки из реестра.

«По желанию гражданина органом ЗАГС будет выдаваться новый документ — выписка из ЕГР ЗАГС, форма которой также будет утверждаться Минюстом России по согласованию с Минфином России и ФНС России», — сказано в пояснительной записке.

Такая выписка может потребоваться, например, для предъявления в компетентных органах иностранных государств или организациях и учреждениях, не уполномоченных для работы в системе межведомственного электронного взаимодействия.

Консульства подстроятся

Брак, рождение, смерть, перемену имени или усыновление подтверждает запись в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. Одновременно заявителю выдают гербовое свидетельство. Это предусмотрено Федеральным законом «Об актах гражданского состояния».

Такие бумаги сейчас нужны для оформления госуслуг, сделок купли-продажи, получения других документов. Запросить их могут также в судах, федеральных органах власти, нотариальных конторах или избирательных комиссиях. Большую часть из них людям уже не надо представлять лично — по необходимости их передают с помощью межведомственного взаимодействия. Но, например, иностранные консульства к этой системе не подключены.

«На данный момент нам не известно о предполагаемых изменениях, — сообщили «Парламентской газете» в генконсульстве Греции в Москве. — Пока Правительство России не приняло решение об отмене гербовых бланков, мы работаем в стандартном режиме. Для оформления виз утвержден пакет документов. Узнать их перечень можно у наших сотрудников. Например, если вы хотите вывезти ребенка на отдых, обязательно свидетельство о рождении действующего сейчас образца. Допустимо, если вы представите копию, хотя в отдельных случаях у вас могут запросить оригинал».

Изменения внешнего вида документов, принятые на уровне руководства страны, не повод отказать в выезде за рубеж, заверили греки.

Удобно и надежно

Предложение Минюста об отказе от гербовых свидетельств и замене их выписками из Единого реестра записей актов гражданского состояния — логичное продолжение цифровизации российского общества, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.

«Никаких конституционных прав граждан реализация этого предложения не нарушит. В качестве аналогичного примера можно привести прошедшую несколько лет назад замену гербовых свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество выписками из Росреестра, — отметила в беседе с «Парламентской газетой» сенатор. — Тогда это вызывало у граждан определенные опасения, но система четко работает и во многом более удобна, чем прежняя. Подобным образом выписки из Единого реестра записей актов гражданского состояния станут более комфортными для россиян во всех ситуациях, когда нужно представить эти документы для оформления государственных или муниципальных услуг».

Среди таковых, например, назначение материнского капитала или пособия на ребенка, а также других государственных социальных выплат. Их в ближайшее время будут назначать людям в проактивном режиме, то есть без обращения в государственные или муниципальные органы и без бумажного документооборота. Это удобно и быстро, уточнила Ирина Рукавишникова.

Ирина Рукавишникова © Игорь Самохвалов/ПГ

«Наверное, есть только две жизненные ситуации, когда людям хочется максимальной торжественности и получения красивой бумаги с гербовой печатью: это бракосочетание и рождение ребенка. Возможно, в этих случаях по желанию граждан можно оставить вариант выдачи не только выписки, но и ее дубликата в более праздничном оформлении», — добавила сенатор. В остальных ситуациях выписки ничем не хуже, уверена она.

«Что касается безопасности операций с персональными данными россиян, то речь идет о портале госуслуг, который имеет высокий уровень защиты. Предложение Минюста не должно тревожить и граждан, выезжающих за рубеж. Как правило, в таких поездках используются не свидетельства о рождении детей, а заграничные паспорта граждан России», — резюмировала сенатор.

Читайте также:

• Передавать заявления начальнику можно будет через портал госуслуг

С подписью и печатью

Выписку составят на русском языке в бумажном виде или в форме электронного документа, который отправят в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. В первом случае обязательна подпись работника загса или многофункционального центра, а также печать выдавшего органа. Во втором — усиленная квалифицированная электронная подпись ответственного сотрудника.

Выдадут ее непосредственно при регистрации акта гражданского состояния либо после.

Обратиться за этим документом могут:

- лицо, в отношении которого составлена запись акта гражданского состояния;

- родственник умершего;

- родители или лица, их заменяющие;

- представитель органа опеки и попечительства;

- опекуны тех, кто признан недееспособным;

- иное лицо при наличии нотариальной доверенности.

При себе нужно иметь удостоверение личности и документы, подтверждающие право на получение выписки. Их перечень устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

При личном визите выписку выдадут день в день. Если же в электронном реестре нет соответствующей записи, придется искать ее на бумажном носителе, но на это потребуется некоторое время. О результатах заявителя должны уведомить.