В России появится система контроля за карьерным ростом выпускников вузов

А для самих университетов трудоустройство студентов и их успехи станут одними из важнейших показателей эффективности

В России появится система контроля за карьерным ростом выпускников вузов

Михаил Котюков. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Как считают в Минобрнауки, появление системы контроля за карьерным ростом выпускников позволит повысить престиж российских вузов и обеспечить российскую экономику высококвалифицированными кадрами. Об этой и других важнейших задачах нацпроекта «Наука» и способах их достижения глава ведомства Михаил Котюков рассказал на «правительственном часе» в Совете Федерации. Правда, конкретного ответа на вопрос: в какой именно научной области в ближайшие годы следует ждать прорыва — сенаторы так и не услышали.

В палате регионов, большинство которой составляют бывшие руководители субъектов и региональных парламентов, посоветовали недавно назначенному на пост министру «не размазывать» финансирование отрасли по разным направлениям, а вместе с РАН сконцентрировать усилия на тех направлениях, где наша страна уже имеет мощный задел и может стать лидером.

Стране нужны 35 тысяч учёных

Главная задача Стратегии научно-технического развития страны и нацпроекта «Наука» — вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. Для этого в стране должны быть созданы не менее 15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня и разработаны не менее 140 прорывных технологий. К 2025 году в рамках нацпроекта должны быть подготовлены 35 тысяч исследователей, которые будут двигать отечественную науку. А базовые отрасли экономики, прежде всего обрабатывающая промышленность, агропром и экспортно-ориентированный комплекс, должны быть обеспечены высококвалифицированными кадрами.

Один из вопросов сенаторов докладчику как раз был о том, как Минобрнауки будет готовить эти кадры. Ведь сегодня многие субъекты страны страдают от дефицита квалифицированных специалистов, так как молодёжь стремится поступить в столичные вузы и уехать из региона. На это обратил внимание министра член Комитета по соцполитике Сергей Леонов.

Чтобы мотивировать студентов после вуза работать по специальности, в том числе в своём регионе, а работодателей — участвовать в подготовке кадров для экономики, Минобрнауки уже изменило механизм целевого обучения, напомнил Котюков.

«Целевое обучение предполагает более серьёзную ответственность и будущего работодателя, и будущего работника к тому, чтобы успешно пройти образовательную программу и выйти на то место, которое предложено будет работодателем», — подчеркнул министр. Теперь целевики, если они откажутся работать по специальности, обязаны будут компенсировать вузу затраченные на их обучение средства. Меры ответственности предусмотрены и для компаний, которые отказываются брать молодых специалистов.

В ведомстве как сообщил Котюков, намерены также преобразовать институт аспирантуры, чтобы он был кузницей научных кадров, а не просто послевузовской программой. Сегодня только 12 процентов поступивших в аспирантуру защищают диссертации на соискание учёной степени. Остальных, судя по всему, вполне устраивает статус «вечных студентов». Для того чтобы увеличить количество научных работ, Минобранауки намерено сохранить для аспирантов право на отсрочку от призыва в армию, а также усилить научную составляющую подготовки. Диссертацию в Минобрнауки хотят сделать обязательной для всех, кто поступил в аспирантуру. Возможно, в будущем механизм целевого обучения распространят и на этот институт, дал понять министр.

И ещё одно новшество, которое, как считают в ведомстве, даст возможность объективно оценивать российские вузы. Минобрнауки совместно с Минтрудом и Пенсионным фондом дорабатывает информационную систему, которая позволит следить за трудоустройством выпускников и за результатами развития их карьеры.

В научных программах должно быть больше амбиций

Вопрос, заданный министру первым зампредом Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергеем Лисовским, касался перспектив отечественного семеноводства и, казалось, находился вне основной темы «правчаса». Да и программу по развитию новых технологий в агропроме Минобрнауки реализует вместе с Минсельхозом. Однако это вопрос был вполне ожидаемый. Ведь проблемы развития отечественного семеноводства, которое призвано обеспечить продовольственную безопасность страны, на контроле палаты регионов. Сегодня 98 процентов выращенной в России сахарной свёклы — из импортного материала. Ситуация с картофелем — не намного лучше.

Ответ министра не внушил сенаторам оптимизма. В соответствии с госпрограммой по картофелю, к 2025 году планируется закрыть 40 — 50 процентов совокупной потребности в семенах, сообщил Котюков. Что касается сахарной свёклы — то и здесь новых конкурентных сортов до 2025 года тоже ждать не стоит.

«Селекцию надо поднимать с колен», — высказала мнение палаты Валентина Матвиенко. 2025 год — слишком уж отдалённый срок, считает спикер.

По мнению председателя Совета Федерации, в докладе министра, и это касается не только ситуации с семеноводством, не хватает амбиций.

«Не сложилось впечатление, что точки роста сформированы», — отметила Валентина Матвиенко. По опыту, денег науке всегда не хватает, но если «размазывать» их по всем направлениям, реального прорыва так и не будет, предупреждают в Совете Федерации. Сенаторы посоветовали использовать для достижения научного прорыва опробованную ещё во времена СССР методику.

«Надо выбирать главные направления научных исследований, где Россия сильна и может стать лидером», — дала совет Валентина Матвиенко. Определять такие «точки роста» Минобрнауки должно вместе с РАН, так как у одной структуры финансы, у другой — научная мысль. Кроме того, в Совете Федерации советуют не затягивать с внесением основного для отрасли документа — закона о науке. Пока, как сообщил глава Минобрнауки, разработку закона о науке отложили на полгода. «Но времени на раскачку нет», — считают в палате регионов. Иначе даже неамбициозные цели госпрограмм выполнить не удастся.

Просмотров 2232

22.04.2019 18:59




Загрузка...

Популярно в соцсетях