В России могут создать черный список опекунов и усыновителей

Сейчас закона об обязательном сборе и обработке сведений о них не существует

В России могут создать черный список опекунов и усыновителей

Фото: flickr.com/oneras

С 1 января 2020 года в России может заработать реестр сведений о гражданах, которым будет запрещено давать под опеку или усыновлять детей. Первыми в списке пойдут те, кого ранее родительских прав уже лишили или ограничили в них. Кроме того, в чёрный список предполагается вносить и бывших родителей, чью ответственность за усыновленных детей снял суд, а также тех опекунов, которые попались ранее на ненадлежащем исполнении своих обязанностей. Законопроект об этом внесло в Госдуму Правительство, а 21 мая рассмотрел и рекомендовал Госдуме принять в первом чтении Комитет палаты по вопросам семьи, женщин и детей.

Интересы ребенка — на первом месте

В Семейном кодексе установлен запрет на усыновление ребёнка гражданами, лишёнными родительских прав. Выписка из решения суда о лишении или ограничении, а также восстановлении в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в ЗАГС, и между компетентными органами нет механизма обмена сведениями о лицах, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями. Если законопроект кабмина примут, то суд обяжут направлять такие выписки также в орган опеки и попечительства. Это позволит им вести учёт и вписывать всю необходимую информацию в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

«В будущем реализация закона создаст условия для защиты и интересов детей, если взрослые скрывают такую информацию и сделает более эффективным обмен информации между государственными органами»,-  отметила присутствовавшая на заседании думского Комитета по вопросам семьи замглавы Минросвещения Татьяна Синюгина. Её поддержала первый зампред комитета Ольга Окунева, уточнив, что ко второму чтению нужно будет прописать в документе способы внесения данных в реестр, «чтобы не допустить веерной рассылки».

«Абсолютное большинство приемных родителей — это люди, которые заслуживают огромного уважения, поддержки, - заявил ранее премьер-министр Дмитрий Медведев. - Но процедура усыновления, а также процедура установления опеки должны идти под строгим государственным контролем с полной информацией о тех, кто ребёнка будет воспитывать, кто будет растить».

Как рассказал глава кабмина, по данным статистики, около 400 тысяч детей воспитывается в приёмных семьях. «В таких вопросах, как вопросы усыновления, всегда самое главное — обеспечить интересы ребенка», - отметил Медведев.

Дело в том, что за последние 50 лет функции по опеке и попечительству в большинстве регионов неоднократно передавались различным органам власти, а потому разнится правовое регулирование порядка учёта и хранения документов. Большинство органов опеки и попечительства не могут подтвердить наличие сведений обо всех вынесенных решениях об отмене опеки. Кроме того, документы на бумажных носителях со временем просто не поддаются идентификации.

Ещё в декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России был подготовлен законопроект, в котором содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи. Впервые документом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены определенные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Среди нововведений — обязательное социально-психологическое обследование потенциальных усыновителей и опекунов, запрет на усыновление более чем одного ребенка в год, если только дети не являются кровными братом и сестрой, а также обязательное разрешение органов опеки на смену места жительства приёмной семьи.

38 209 человек лишены или ограничены в родительских правах в 2017 году. Для сравнения — в 2016 году без прав остались 33 979 родителей.
Все изменения, которые разработал кабмин, преследуют единственную цель — снизить количество сирот в России.

Эксперты связывают уменьшение численности сирот с развитием в стране системы устройства детей, упрощением процедуры усыновления и предоставлением налоговых льгот приемным семьям. Также они отмечают тенденцию к увеличению количества переданных в семьи детей с инвалидностью.

Государство активно поддерживает приёмные семьи путём выплат, размер которых зависит от субъекта; формы устройства, будь то опека, приёмная семья, патронат; числа взятых из сиротских учреждений детей; возраста и состояния их здоровья. Кроме того, в стране работают школы приёмных родителей и большое число других организаций, занимающихся медицинским, психологическим и педагогическим сопровождением семей-усыновителей.

Тем не менее, по оценке экспертов, велико число тех, кто находится на попечении государства по заявлению родителей. Дети из этой категории не попадают в банк сирот и не могут быть устроены в новую семью в связи с временным характером заявления.

Интересно, что в прошлом году иностранные граждане усыновили до 248 детей из России. Об этом сообщил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, выступая на общероссийском совещании-семинаре судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ. В 2017 году суды рассмотрели 12 тысяч дел об усыновлении и удочерении детей, при этом количество дел об усыновлении иностранцами составило 335.

«Я бы хотела, чтобы россияне больше усыновляли детей. Для того чтобы этот процесс стал прозрачнее, а наши дети не страдали от того, что их возвращают в детдома или плохо с ними обращаются, необходимо принимать законопроект Правительства», — отметила заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина.

Для того чтобы процесс усыновления стал прозрачнее, а наши дети не страдали от того, что их возвращают в детдома или плохо с ними обращаются, необходимо принимать законопроект Правительства

По её словам, органы опеки не могут знать всех ситуаций, которые складываются с приёмными родителями, хотя должны бы знать всю подноготную семьи, куда передают на воспитание ребенка. «Пусть будет реестр-подсказка, он сможет уберечь от многих негативных и страшных ситуаций», — отметила депутат.

Верность традициям — отсутствие сиротства

Сегодня в России 29,5 миллиона детей, из них почти 450 тысяч — сироты или дети, которые остались без попечения родителей. Преимущественно это «социальные сироты», то есть их родители живы, но лишены или ограничены в родительских правах, уклоняются от воспитания детей, например оставили ребёнка в роддоме.

В абсолютных числах больше всего лиц, лишенных родительских прав в 2017 году, в Красноярском крае (1652 человека), в Свердловской области (1439), в Пермском крае (1388). При этом лишение или ограничение родительских прав из-за хронического алкоголизма или наркомании не самая распространенная причина. Регионы-лидеры по частоте таких случаев в 2017 году — Алтайский край и Московская область, где их зафиксировано по 177.

В семейном устройстве нуждаются 50 210 детей - это так называемый банк данных о детях, где фиксируется информация о детях-сиротах и тех, кто не воспитывается в семье (кровной, приёмной).

В конце 2018 года фонд «Нужна помощь» опубликовал исследование проблемы сиротства в российских регионах. Авторы подсчитали и проанализировали также ресурсы, которые затрачиваются на решение этой проблемы, и оценили эффективность их использования. Самая благополучная ситуация в Чеченской Республике — там вообще нет сирот, согласно официальной статистике по итогам 2017 года. Хуже всего дела обстоят в Еврейской автономной области, где 3,6 процента всех детей - сироты.

Самые благополучные регионы: Воронежская область, Краснодарский край, ХМАО — Югра, республики Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Чеченская Республика и Чувашия.

Низкий уровень «социального сиротства» характерен для регионов с большой долей населения, которая придерживается крепких религиозных устоев, обеспечивающих сильный институт семьи. Для таких регионов сиротство — редкость, практически всех детей, потерявших родителей, передают под опеку родственникам, достаточно редкими являются и случаи отказа от детей в роддомах. Речь идёт о республиках Северо-Кавказского федерального округа (Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики), Калмыкии и Татарстане.

«Там действительно строгая традиционная культура, которая может влиять на то, что дети рождаются в основном в браке и остаются в семье. Но нам рассказывали случаи, когда на территории просто не было достаточного количества учреждений, некуда было разместить ребёнка с особенностями развития и его просто перевозили в организацию для детей-сирот соседнего региона. Таким образом, там увеличивалась статистика, а здесь уменьшалась», — объяснила президент фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

В целом она поддерживает предложенную Правительством инициативу о создании реестра опекунов, хотя и высказала ряд замечаний. По мнению правозащитницы, органам опеки в регионах просто нужно синхронизировать свои базы и сделать так, чтобы вся необходимая информация о потенциальных родителях незамедлительно передавалась.

«Чтобы это взаимодействие наладить, совершенно необязательно менять федеральное законодательство», — подчеркнула Альшанская.

А вот президент межрегиональной общественной организации «Наши дети», глава Координационного совета при Общественной палате РФ по рассмотрению спорных случаев по отобранию детей Юлия Зимова считает, что законопроект о реестре нужно принимать как можно скорее. «Дело в том, что если потенциальный опекун или усыновитель находится постоянно в одном и том же регионе, то узнать, лишали его родительских прав или нет, труда не составляет. Другое дело, если переезд был. Тогда уже выяснить многие моменты становится просто невозможно», — сказала она.

Зимова напомнила, что, готовясь стать опекуном, гражданин собирает множество документов, в частности справку о том, что не был судим: «Такого рода информация является межрегиональной и содержится в базе МВД в отличие от информации о том, отстранялся ли человек от родительских прав или был их лишен».

У парламентариев готовы свои поправки в законодательство

В Совете Федерации уже несколько лет идёт работа над поправками в законодательство, связанными с совершенствованием институтов опеки и усыновления. Разработкой соответствующих инициатив занимается сенатор Елена Мизулина, которая также является главой Временной комиссии палаты по совершенствованию Семейного кодекса.

«Надо не распыляться на разные направления, а довести до конца хотя бы одно из них. В частности, прописать в федеральном законодательстве, что приоритет при усыновлении и опеке предлагают отдать кровным родственникам, а не приёмным родителям», — заявила Елена Мизулина.

«Это не просто пробел в законодательстве, а страшная ошибка. Мы хотим её исправить и готовим поправки. Они нам просто необходимы, чтобы обеспечить преимущественное право родственников на усыновление, опеку и попечительство детей. Конечно, Семейный кодекс декларирует эту норму, но она в нём очень размыта. Ситуация, при которой детей, лишившихся родителей, передают чужим людям, а не родственникам, выглядит по меньшей мере абсурдной», — уверена сенатор.

В это время депутат Госдумы от «Единой России» Ольга Баталина разработала законопроект, в котором предложила лишать родительских прав только в том случае, если раньше было применено ограничение таких прав, и ввести правило о временном перемещении ребёнка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

Надо не распыляться на разные направления, а довести до конца хотя бы одно из них. В частности, прописать в федеральном законодательстве, что приоритет при усыновлении и опеке предлагают отдать кровным родственникам.

В документе сказано, что орган опеки и попечительства не позднее 24 часов с момента незамедлительного перемещения ребёнка обязан направить в суд заявление с приложением акта и других материалов, содержащих мотивированное заключение о необходимости такого поступка. Ребёнка поселят в специализированное учреждение, а родителям начнут оказывать медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Если это поможет, то семья воссоединится.

Сейчас забрать ребёнка и потом подать в суд на лишение родительских прав могут органы опеки, а также полиция. Опека берётся за случаи, когда нет сиюминутной угрозы жизни и здоровью ребёнка. При этом промежуточных вариантов, когда родителей в качестве предупредительной меры могут просто ограничить в правах, пока не существует.

Просмотров 4849

21.05.2019 19:37

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях