В Росавиации объяснили, в каких случаях пилотов с ВИЧ не допустят к полетам

Наличие инфекции не ограничивает право на труд, но есть нюансы

27.08.2022 00:00

Автор: Вероника Флора

В Росавиации объяснили, в каких случаях пилотов с ВИЧ не допустят к полетам
  © Blake Guidry / Unsplash

В апреле 2022 года Верховный суд удовлетворил иск инженера-пилота, которому не разрешили работать в экспериментальной авиации из-за ВИЧ-положительного статуса. В своем решении суд указал, что сам по себе вирус иммунодефицита человека не может быть основанием для отказа в работе, если других объективных противопоказаний, связанных со здоровьем, у человека нет. В каких случаях пилотов с этим заболеванием могут не допустить к полетам, выясняла «Парламентская газета».  

Спорное правило решили пересмотреть

Сегодня для представителей летных профессий — пилотов, штурманов, бортпроводников, курсантов учебных заведений гражданской авиации и других — действуют федеральные авиационные правила медицинского освидетельствования. Они были утверждены приказом Министерства транспорта еще в апреле 2002 года. Пунктом 42.1 Приложения №3 к этому документу установлено, что «наличие СПИДа или ВИЧ-инфекции является основанием для признания авиационного персонала негодным к профессиональной деятельности».

В феврале этого года инженер-пилот Александр С., которому отказали в работе в экспериментальной авиации из-за выявленного вируса, обратился в Верховный суд, чтобы оспорить это положение и признать его недействующим с момента принятия. Ответчиком по делу был Минпромторг, в ведении которого находится экспериментальная авиация. Представители ведомства настаивали, что работа в экспериментальной авиации сопряжена с риском травм, что может повлечь распространение инфекции.

Однако истец указывал, что одно лишь вирусоносительство, без каких-либо объективных противопоказаний к работе, подтвержденных медицинским обследованием, не должно ограничивать право человека на труд. Это противоречит Федеральному закону о предупреждении распространения ВИЧ. Позицию пилота поддержали Минюст и прокуратура.

В результате Верховный суд полностью удовлетворил иск заявителя. Служители Фемиды указали, что сам по себе вирус, если нет других заболеваний, препятствующих работе в авиации, не может быть основанием для отказа в приеме на работу. Оспариваемый пункт приказа Минтранса признан недействующим с момента его принятия. Это значит, что все случаи, когда людей только лишь из-за наличия ВИЧ не принимали на работу в экспериментальной авиации, подлежат пересмотру. Решение вступило в законную силу в мае 2022 года.

Кого не возьмут в летчики

И все же не все пилоты с ВИЧ-инфекцией могут быть допущены к полетам. В Федеральном агентстве воздушного транспорта ответили на запрос «Парламентской газеты» и пояснили, в каких случаях человеку могут отказать в работе в авиации. По действующим правилам медицинское освидетельствование авиационного персонала проводят центральная врачебно-летная экспертная комиссия и врачебно-летные комиссии гражданской авиации. Согласно пояснениям к статье 42 федеральных авиационных правил, основанием для заключения комиссии о негодности к летной работе является синдром приобретенного иммунодефицита — СПИД, сообщили в Росавиации. А вот при вирусоносительстве комиссия может принять решение о годности сотрудника к работе по результатам медицинского и психологического обследования.

«Критерии годности к летной работе пилотов с серопозитивной реакцией на вирус иммунодефицита человека — это бессимптомное течение инфекции, отсутствие специфического ВИЧ-симптомокомплекса, приемлемые показатели иммунного статуса (количественные показатели СР4+Т клеток), отсутствие ВИЧ-ассоциированных заболеваний и показаний для приема антиретровирусных лекарственных препаратов», — пояснили в ведомстве. 

Вместе с тем в Росавиации напомнили о вступающем в силу 1 сентября 2022 года приказе Минтранса, утверждающем порядок проведения обязательного медосвидетельствования членов летного экипажа. Этот документ будет регламентировать допуск к работе авиационного персонала при вирусе иммунодефицита человека.

«Признание годности ВИЧ-положительных кандидатов на получение медицинского заключения будет рассматриваться для отдельных лиц со стабильной, непрогрессирующей стадией по результатам расширенного медицинского обследования и постоянного наблюдения в специализированной медорганизации с контролем вирусной нагрузки и приемлемого лечения препаратами, допустимыми Международной организацией гражданской авиации (ИКАО)», — объяснили в Росавиации. При установленном СПИДе и СПИД-ассоциированном комплексе к работе в авиации не допустят, подчеркнули в ведомстве.

Читайте также:

• Владислав Даванков: Пилотов для малой авиации можно обучить за полтора месяца

Какие еще есть противопоказания

Требования к состоянию здоровья авиаторов всегда были серьезными. Напомним, в июне Минздрав подготовил проект приказа о противопоказаниях к работе в авиации. Всего в список вошли 42 заболевания. Основные ограничения будут касаться тех, кто непосредственно находится в кабине самолета, — пилотов, штурманов, радистов, бортинженеров, бортмехаников. А также тех, кто управляет самолетами опосредованно, например диспетчеров. Кроме того, подтверждать свою пригодность для работы в небе будут бортпроводники, специалисты по обслуживанию судов и сотрудники авиационной безопасности.

В числе заболеваний, которые могут стать препятствием для работы в авиации, перечислены туберкулез и анемия, сахарный диабет и болезни щитовидной железы, ожирение и глаукома. Не место у штурвала и людям с психическими расстройствами, а также с расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, за исключением табака. Не пройдут медкомиссию пациенты с органическими тревожными расстройствами, шизофренией и психозом. Кроме того, в летчики не возьмут людей с инфекциями кожи и подкожной клетчатки, невылеченными венерическими болезнями. В числе других причин отказа — нарушение половой идентификации, расстройства сна, лунатизм и заикание.