В Минкультуры рассказали, какие театры нужно оснастить новым оборудованием

Зрителей хотят завлечь на спектакли новыми декорациями, качественным звуком и хорошим светом

19.11.2022 19:00

Автор: Юлия Сапрыгина

В Минкультуры рассказали, какие театры нужно оснастить новым оборудованием
  © Александр Авилов / АГН Москва

Почти треть россиян — 29 процентов — посещают спектакли один или несколько раз в год. Для сравнения, 30 лет назад, в 1992 году, театралов в стране было 26 процентов. Такие данные в июне этого года привел ВЦИОМ. В Минкультуры планируют еще увеличить посещаемость театров. Для этого до 2024 года хотят оснастить более 120 региональных и муниципальных учреждений культуры в городах, где живет от 300 тысяч человек. Такие нормы содержит проект приказа ведомства, который размещен на портале правовой информации.

Изменения в нацпроект «Культура»

Документ вносит изменения в государственную программу «Развитие культуры». В частности, федеральный проект «Культурная среда» нацпроекта «Культура» предлагают дополнить новым направлением — «Оснащение региональных и муниципальных театров».

Как отмечено в пояснительной записке к документу, на помощь могут рассчитывать театры в городах с численностью населения от 300 тысяч человек. Для них закупят современное техническое и технологическое оборудование. Это позволит «восстановить сценографическую целостность уже идущих спектаклей и раскроет дополнительные возможности для создания новых зрелищных постановок, которые привлекут в театры новых зрителей и, как следствие, увеличат количество посещений организаций культуры», следует из документа.

До 2024 года планируется обеспечить новым оборудованием не менее 120 региональных и муниципальных театров, сообщали «Парламентской газете» в пресс-службе Минкультуры. Точные цифры назвала сама министр культуры Ольга Любимова, выступая на «правчасе» в Госдуме 9 ноября.

«Мы впервые сможем поддержать закупкой современного театрального оборудования региональные театры в крупных городах. Такую поддержку к 2025 году мы окажем 127 театрам», — заявила чиновница. Кроме того, запланирована реконструкция и капитальный ремонт 24 региональных и муниципальных театров, а также масштабная реновация Новгородского академического театра драмы имени Ф.М. Достоевского, сказала Любимова.

Самые театральные города России

Как следует из информации, размещенной на сайте Минкультуры, в 2021 году в России было 679 театров. 190 из них размещалось в Центральном Федеральном округе, 132 — в Приволжском, 80 — в Сибирском, 77 — в Северо-Западном, 54 — в Южном, 51 — в Дальневосточном и 44 — в Северо-Кавказском. Больше же всего театров — в Москве: 97. В Санкт-Петербурге их почти в три раза меньше — 36.

В 2021 году все театры России занимали 1687 помещений и зданий. При этом зрительных залов в стране было 1315. А общая численность работников театров составляла 85 331 человек.

Как следует из проекта приказа Минкультуры, помощь получат театры в городах с численность населения от 300 тысяч человек. Напомним, города от 250 тысяч в России считаются крупными, таких в списках Госкомстата в 2022 году — 41: от Твери до Подольска в Московской области. Также в России 23 крупнейших города, где живет от полумиллиона человек, и 15 городов-миллионников.

Подольский драмтеатр — впервые в федпроекте

В 2023-2024 годах Московская область в рамках федерального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура» получит федеральные субсидии на оснащение региональных и муниципальных театров, сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе министерства культуры региона.

«В рамках проекта получателем господдержки на приобретение технического и технологического оборудования станет Подольский драматический театр, впервые участвующий в федеральном проекте», — рассказали в подмосковном Минкультуры.

Как отмечается, на сайте культура.рф, Подольский драматический театр был создан в 2008 году на базе ведущих театральных коллективов города Подольска. С 2010 года его возглавляет Олег Ефремов. Основу труппы составляют выпускники Российской Академии театрального искусства — ГИТИС.

Всего в Московской области сегодня 26 театров — драмы, комедии, балета, юного зрителя, а также кукольный и музыкальный театры, уточнили в Минкультуры региона. При этом только четыре из них — государственные.

40 постановок в Тверской области ежегодно

На дополнительное финансирование могут рассчитывать и тверские театры — всего их пять, сообщила «Парламентской газете» сенатор от этого региона, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская.

Ежегодно театры создают около 40 новых постановок. Всего же в 2021 году в городе прошло более 1,5 тысячи театральных мероприятий. Их посетили более 200 тысяч зрителей. Работают в театрах региона более 440 человек, сообщила парламентарий.

В 2022-2024 годах на поддержку театров Тверской области выделят из федерального и регионального бюджетов 33,7 миллиона рублей, посчитала сенатор.

«Средства пойдут на постановку спектаклей по произведениям русских классиков и мировой художественной литературы, спектаклей для подростков и детей. Деньги также пойдут на изготовление декораций, костюмов и на другие расходы», — сообщила Людмила Скаковская.

Также в ближайшие три года 24 миллиона рублей направят на поддержку детских и кукольных театров. Кроме того, для театра кукол закупят световое и звуковое оборудование.

Читайте также:

• Не занятым в спектаклях актерам гарантируют МРОТ

Шедевр советского модернизма

Еще один театр, который министр культуры, выступая в Госдуме, выделила отдельно, — Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского.

По данным сайта культура.рф, это один из старейших театров в стране. Он преемник первого стационарного театра в Новгороде, который открыли еще в 1825 году.

Сейчас труппа размещается в здании, которое по проекту архитектора Сомова начали строить еще в конце 70-х годов прошлого века, а сдали только в 1987 году. Массивная конструкция с большими окнами и двумя башнями по бокам считается шедевром советского модернизма.

Внутри театр задуман как единое пространство для актеров и зрителей. Такая концепция появилась в России еще в 70-х годах прошлого века в рамках дискуссии о том, каким должен быть современный театр.