В ГИА появится устная часть

Школьникам придётся развивать навыки спонтанной речи

В ГИА появится устная часть   ФОТО: Владимир Афанасьев

С 28 сентября по 8 октября Рособрнадзор проведёт апробацию модели итогового собеседования по русскому языку для учеников 9-х классов. В эксперименте будет задействовано 19 регионов. Допуском к Государственной итоговой аттестации, предположительно, такое собеседование станет с апреля 2018 года.

Школьникам напомнят о Юрии Гагарине и Докторе Лизе

«Если апробация модели пройдёт успешно, мы будем предлагать перевести её в штатный режим», — сообщил на пресс-конференции в Москве руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Демоверсия собеседования будет опубликована 5 сентября на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Как подчеркнула ведущий научный сотрудник ФИПИ, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена (КИМ ЕГЭ) и Основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку Ирина Цыбулько, в ходе собеседования впервые за долгое время будет проверяться спонтанная речь школьников.

«Во времена СССР на экзаменах проверялась речь подготовленная, — пояснила она. — Спонтанную речь проверяли лишь в дореволюционной России».

Введение такого собеседования позволит понять, где именно мы педагогически не дорабатываем и как правильно педагогически выстраивать уроки и преподавание русского языка.

По словам Ирины Цыбулько, модель итогового собеседования по русскому будет включать четыре типа заданий: чтение текста вслух, пересказ этого текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем, диалог с экзаменатором.

«Первая часть экзамена предполагает рассказ о людях. Вторая часть — рассказ о себе», — сказала сотрудник ФИПИ.

В качестве примера известных людей, о которых может пойти речь, эксперт привела Юрия Гагарина и Елизавету Глинку, более известную как Доктор Лиза. Чтобы обезопасить школьников от субъективизма со стороны учителей, в процессе собеседования будет вестись аудиозапись. Оценивать навыки и знания школьника эксперт станет непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям. Проходить собеседование ученики будут в своих школах. В качестве оценок будет выставляться «зачёт/незачёт».

Устное собеседование — не повод для необъективности

Пилотная апробация моделей устной части ГИА по русскому языку проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Татарстане и Чечне. В ней приняли участие около 1,5 тысячи учеников.

«Это очень своевременное начинание, — констатировала в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. — Умение общаться и грамотно выстаивать диалог — важная компетенция человека. Но в связи с тем, что школьники очень много времени проводят за всевозможными гаджетами, компьютерами, у них в большей степени развивается письменная речь, причём не совсем правильно грамматически выстроенная».

В связи с этим, по мнению парламентария, в школьной программе больше внимания необходимо уделять развитию именно устной речи.

«Введение такого собеседования позволит понять, где именно мы педагогически не дорабатываем и как правильно педагогически выстраивать уроки и преподавание русского языка, чтобы у детей лучше развивался навык именно устной речи», — считает Лариса Тутова.

703 тысячи выпускников сдавали ЕГЭ в 2016 и 2017 году, по данным Рособрандзора.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова напомнила о том, что изменения в процедурах сдачи ЕГЭ и ГИА, как правило, происходят по запросам общества, в том числе самих школьников и их родителей.

«Общение через гаджеты привело к тому, что дети стали передавать свои мысли односложными предложениями, небогатыми высказываниями, — пояснила сенатор «Парламентской газете». — Но структурированная, богатая и красивая устная речь очень важна. «Ок», «да», «yes» — всё же неполноценные способы коммуникации».

По мнению Лилии Гумеровой, опасаться серьёзных нарушений при проведении собеседования не стоит.

«Важно, что будет вестись аудиозапись, — отметила она. — К тому же это собеседование не единственный источник, по которому школа и учитель будут судить о способностях ребёнка. Это будет всего лишь один из способов оценить грамотность речи ученика».

По словам парламентария, до того, как представленная модель станет обязательной для всех школьников, будет высказано немало предложений, как сделать так, чтобы процедура собеседования была максимально прозрачной и объективной. 

Автор: Ольга Шульга

Ещё материалы: Лилия Гумерова

Просмотров 6058

05.09.2017 15:45




Загрузка...

Популярно в соцсетях