У библиотек и музыкальных школ могут появиться президенты

До конца 2019 года такую практику предполагается закрепить на законодательном уровне

У библиотек и музыкальных школ могут появиться президенты

Фото: Интерпресс/ТАСС

Чтобы более полноценно использовать потенциал заслуженных работников культуры для развития учреждений, которыми они ранее руководили и которым посвятили всю жизнь, Минкультуры предлагает на правовом уровне учредить в организациях специальные должности президентов. Соответствующий законопроект, как стало известно «Парламентской газете», планируется внести в Правительство в мае. Уже в сентябре, после согласований и экспертной правовой оценки, документ может поступить в Госдуму.

Определимся с функционалом

Сейчас в сфере культуры и искусства сложилась ситуация, когда руководитель организации, достигнув определённого положения и возраста, передаёт оперативное управление генеральному директору, сохраняя статус президента. Однако чем конкретно он должен заниматься, а что должен выполнять директор учреждения, решается на местах и везде по-разному.

В Министерстве культуры решили процесс упорядочить и привести к единому знаменателю, а кроме того, и сам институт президентства на федеральном уровне обеспе  чить правовым статусом.

Как сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе Минкультуры, проект федерального закона призван урегулировать отдельные особенности функционирования организаций культуры.

«В частности, в целях признания заслуг деятелей культуры документ дополняет «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» новой статьёй, которая предусматривает возможность введения в организациях культуры должности президента по аналогии со сферой образования», — сообщили в ведомстве.

Нововведение предполагает, что между президентом и учредителем организаций культуры будет заключаться трудовой договор на срок до пяти лет, при этом совмещение должностей директора и президента учреждения не допускается.

Полгода назад министр культуры Владимир Мединский уже предлагал уточнить функционал президентов культурных учреждений на федеральном уровне, документально закрепив минимальное число их обязанностей, а также создать при всех подведомственных музеях совещательный орган, в состав которого он обязательно должен входить. При этом кандидатуру президента глава Минкультуры предлагал согласовывать с ведомством и сопровождать приказом, в котором должны быть описаны его права и обязанности.

Для пользы дела

И хоть практика внедрения президентской должности в учреждениях культуры сегодня не так распространена, как, скажем, в образовательных организациях (в Москве такие должности имеют пока только несколько опекаемых Минкультуры вузов, два государственных музея — Исторический и Пушкинский, а также МХАТ имени М. Горького — прим. ред.), но если обобщить и унифицировать такой опыт, а потом распространить на другие музеи и театры, мера может поспособствовать развитию духовной сферы в целом, считает первый зампред Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко.

«Применить многолетний опыт заслуженных деятелей культуры будет полезно и нужно», — сказала она «Парламентской газете».

Член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Сергей Боярский также поддержал инициативу, полагая, что люди, которые внесли большой вклад не только в сфере культуры и искусства, но и в спорте, образовании и других видах деятельности, помимо достойной пенсии, заслуживают того, чтобы их богатый опыт был востребован и использовался.

«Если они способны по-прежнему приносить пользу и стремятся не покидать свою профессию, дело, которому они могут быть полезны, то, на мой взгляд, институт президентства один из верных и вполне логичных вариантов применения их навыков и мастерства», — пояснил депутат.

В свою очередь, президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, руководившая музеем в течение 52 лет, в качестве пожелания к содержанию будущего закона отметила необходимость наделения президента не только определёнными обязанностями, но и правами.

«Он должен обязательно участвовать в определении стратегических направлений деятельности учреждения, в разработке концепции развития и в решении вопросов совершенствования деятельности», - подчеркнула она в комментарии «Парламентской газете», добавив, что неплохо было бы создать при музеях консультативный орган, который рассматривал бы важнейшие вопросы его развития.

В настоящее время, призналась Ирина Антонова, на посту президента она в основном занимается лекторской деятельностью. Её аудитория — пенсионеры, у которых появилось свободное время для приобщения к искусству, поэтому они с удовольствием посещают просветительские мероприятия в музее. Чем занимаются остальные президенты, она не осведомлена, но не исключает, что тем же самым.

Как назначают президентов в вузах

Должность президента в государственном или муниципальном высшем учебном заведении в настоящее время учреждается по решению учёного совета, согласованному с властными структурами, в ведении которых находится вуз.

При этом в уставе высшего учебного заведения должны быть внесены соответствующие изменения. Должность президента федерального университета также закрепляется в его уставе.

Помимо представления высшего учебного заведения в отношениях с госорганами и общественными организациями, президент наделён правом участия в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. Что касается непосредственного управления, то оно остаётся за ректором. Общее же руководство государственным или муниципальным вузом осуществляет выборный представительный орган — учёный совет, в состав которого входит и президент, и ректор.

Согласно устоявшейся практике, президентом высшего учебного заведения становится его бывший ректор. При этом совмещение должностей ректора и президента не допускается.

Просмотров 1963

21.01.2019 00:00





Загрузка...

Популярно в соцсетях