Школы хотят привести к «золотому стандарту»

Тема: Пленарное заседание Госдумы 13 сентября 2022 года

Это позволит дать высокое качество образования всем, независимо от места жительства и материального положения

13.09.2022 16:30

Автор: Юлия Сапрыгина

Школы хотят привести к «золотому стандарту»
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Из Закона об образовании предложили исключить понятие «примерная программа». На смену ему хотят ввести федеральные основные образовательные программы (ФООП). Таким образом, во всех школах России детям будут давать одинаковые знания. Это облегчит переход из одного учебного заведения в другое, считают в Госдуме, где такой законопроект рассмотрели в первом чтении 13 сентября.

Срок — к январю

Документ предполагает введение в России единых федеральных основных общеобразовательных программ, которые будет разрабатывать и утверждать Минпросвещения. Школы смогут применять ФООП целиком или их отдельные компоненты. Также школы смогут разрабатывать собственные образовательные программы, но не ниже уровня ФООП.

Однако для некоторых предметов стандарт хотят сделать обязательным. Это русский язык, литературное чтение и окружающий мир в начальной школе и русский язык, литература, история, обществознание, география и основы безопасности жизнедеятельности в средней и старшей школе.

Вице-спикер Госдумы, один из авторов законопроекта Петр Толстой («Единая Россия»), представляя документ депутатам, объяснил, что обязательные стандарты предлагаются главным образом для гуманитарных предметов: «Так как именно они формируют мировоззрение человека».

Петр Толстой © Владимир Афанасьев/ПГ

Ожидается, что по новым правилам школы начнут работать уже со следующего учебного года. Для этого федеральные основные образовательные программы хотели разработать и утвердить до 1 марта 2023 года. Однако депутаты предложили сократить этот срок — до текущего января.

Новые учебники заменят не все старые

Этот же законопроект вводит новый порядок разработки учебников. По новым правилам формировать госзаказ на них будет Минпросвещения. Также ведомство будет утверждать авторский коллектив таких изданий. 

«Это исключит случаи, когда Крым в учебниках истории находится в составе Украины, а блокада Ленинграда называется обороной», — заявил Петр Толстой.

Сейчас поступает немало жалоб на содержание учебников, рассказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по просвещению, еще один соавтор законопроекта Яна Лантратова («Справедливая Россия — За правду»): «Это и ошибки, и неточности, а порой и антироссийская пропаганда».

Однако, по мнению первого зампреда Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олега Смолина (КПРФ), в вопросе замены старых учебников на новые не стоит рубить с плеча. Во многих школах до сих пор используют пособия, по которым учились в СССР, эти издания проверены временем.

С парламентарием согласился и глава Минпросвещения Сергей Кравцов: «Хорошие учебники есть. Например, физика Перышкина, по которой действительно учатся еще со времен Союза».

Законопроект допускает использование старых учебников какое-то время, пояснил ранее «Парламентской газете» еще один автор законопроекта, член Комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман («Справедливая Россия — За правду»): «Старые учебники могут использоваться до истечения срока их экспертизы. Поскольку в этом году федеральный перечень учебников обновили, это еще пять лет».

Госзаказ на учебники также позволит финансировать издание таких пособий за счет федерального бюджета. «Этот вопрос поднимался неоднократно», — отметил первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Максим Гулин («Новые люди»).

А вице-спикер Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР), отметил, что замена учебников потребует нового качества подготовки учителей. «Нужно избавить педагогов от излишней нагрузки: работы на выборах и так далее, когда ребенок и его обучение становится факультативом», — считает либерал-демократ.

Репетиторов пообещали оставить без работы

Создание ФООП и госзаказ на учебники должны привести к формированию на территории всей страны так называемого золотого стандарта образования, отметила глава Комитета Госдумы по просвещению, также автор законопроекта Ольга Казакова («Единая Россия»): «Знания должны быть одинаковыми независимо от того, учится ли ребенок в школе в Москве или на Дальнем Востоке, в государственной или частной школе».

Именно основные программы и госучебники станут основой для составления заданий основного государственного экзамена, который сдают после девятого класса, и единого государственного экзамена, который сдают после 11-го класса.

«Что это значит для родителей? Они смогут отказаться от репетиторов, так как школы будут обязаны давать ученикам знания, которые требуются для сдачи выпускного экзамена», — сказал Петр Толстой.

Введение стандарта также поможет избежать проблем при переходе учителя или ученика из одной школы в другую, считает Яна Лантратова: «Например, ребенок из семьи военных, которая вынуждена постоянно переезжать, иногда просто не успевает адаптироваться к новой программе обучения. В итоге он может повторно изучать то, что уже освоил в предыдущей школе, или, наоборот, очень отставать от нынешних учеников».

Яна Лантратова © Юрий Инякин/ПГ

А по мнению Анатолия Вассермана, новые стандарты наконец-то решат вопрос неравенства семей с разным достатком на получение качественного образования. «Потому что если мы предлагаем школьникам несколько наборов учебников, то совершенно очевидно, что какие-то из них будут хуже, а это значит, что школьники окажутся в заведомо неравном положении», — сказал ранее депутат «Парламентской газете». Единый же стандарт позволяет обеспечить наивысшее качество учебы для всех.

Читайте также:

• На школьных тетрадях предлагают запретить печатать формулы и таблицы • На что имеют право в школе дети и их родители

В ускоренном порядке

Законопроект поддержали все фракции Госдумы: за документ в первом чтении проголосовали единогласно.

«На совете законодателей законопроект уже обсудили с регионами, — рассказала вице-спикер Госдумы Ирина Яровая («Единая Россия»). — Фактически можно говорить, что нас поддержали все субъекты».

Документ в целом предложили рассмотреть в ускоренном порядке. Во втором чтении депутаты планируют рассмотреть его уже 14 сентября. Для этого сразу по окончании пленарного заседания Комитет Госдумы по просвещению соберется на оперативное совещание.