Прорытый по воле Петра I Ладожский канал был крупнейшим в Европе

Прорытый по воле Петра I Ладожский канал был крупнейшим в Европе

Сплав леса по Петровскому каналу. Фото 1909 года / Фото: wikipedia.org

Одним из воплощённых замыслов Петра Первого стал соединивший Волхов и Неву судоходный Ладожский канал, прорытый в обход озера, которое нередко штормит. Судоходство по нему началось 288 лет назад, 1 (12) мая 1731 года.

Согласно проекту, канал должен был проходить на удалении от береговой полосы озера, между реками Волхов и Нева. Его длина 104 версты (111 километров) от Новой Ладоги до Шлиссельбурга, ширина по поверхности воды составляла 10 саженей (21 метр).

К строительству приступили в марте 1719 года, поначалу работами руководил генерал-майор Григорий Скорняков-Писарев. Смертность из-за тяжёлых условий труда и неорганизованного быта и производства на стройке была очень высокой.

Проинспектировав стройку осенью 1723 года Пётр оказался крайне недовольным, приказал арестовать Скорнякова-Писарева и некоторых мастеров. Работы возглавил генерал-лейтенант Христофор Миних, который улучшил снабжение стройки и бытовые условия работников. Также он предложил усовершенствовать проект канала при помощи инженерных сооружений: шлюзов, водоспусков, плотин, резервуарных водоёмов. Строительство завершили только в 1731 году.

Императрица Анна Иоанновна открыла канал, разрыв лопатой символическую земляную перемычку в Шлиссельбурге. Ладожский канал официально нарекли именем императора Петра Великого или Петровским, он был крупнейшим гидротехническим сооружением своего времени в Европе. После того, как в начале XIX века достроили Новоладожский канал, Петровский стал вспомогательным. После ввода в строй железной дороги в 1904 году транспортное значение каналов резко упало, с 1940 года их окончательно перестали использоваться для судоходства.

Просмотров 1229

12.05.2019 00:27



Загрузка...

Популярно в соцсетях