Принимать жалобы на спам-звонки предложили через портал госуслуг

Оператора связи могут оштрафовать, если подтвердится, что вызов прошел с подменного номера

04.08.2022 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Принимать жалобы на спам-звонки предложили через портал госуслуг
  © Тимур Ханов/ПГ

На портале госуслуг хотят разместить специальную форму для жалоб от граждан на подозрительные звонки. Каждое такое сообщение проверят, а операторов, допустивших звонок абоненту с подменного номера, может ждать штраф. Такие нормы содержатся в законопроекте, который в ближайшее время планирует внести в Госдуму сенатор Артем Шейкин. Текст документа, на который получено положительное заключение Правительства, есть в распоряжении редакции. Вместе с экспертами «Парламентская газета» разбиралась, помогут ли очередные изменения в закон о связи победить мошенников и спамеров.

Проверка по заявке

Подавляющее количество случаев телефонного мошенничества совершается с использованием подмены абонентского номера, что затрудняет расследование таких преступлений, поскольку невозможно установить, кто звонил на самом деле. До сих пор эффективной системы выявления и борьбы с такими звонками в России нет, констатировал член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин, предложивший создать сервис жалоб на спам-звонки на портале госуслуг. Соответствующий законопроект сенатор готовит к внесению в Госдуму.

Зарегистрированные пользователи портала в специальной форме смогут указать подозрительный номер, дату и время звонка, а также свой номер, на который поступил звонок, следует из текста документа. Далее Минцифры сможет запросить сведения о совершенном вызове у оператора, который обязан сообщить о факте пропуска телефонного трафика и предоставить информацию о звонившем абоненте, в том числе назвать оператора связи, участвовавшего в осуществлении вызова. В случае подтверждения факта подмены номера оператора связи, допустившего такой звонок, могут оштрафовать по новой статье КоАП 13.2.1 — на сумму до одного миллиона рублей.

Телефонное мошенничество давно шагнуло за границы России, в ходе спецоперации на Украине обнаружили целый кол-центр, инфраструктура которого оказалась развернутой в Германии и Нидерландах, IP-телефония — в Эстонии, а сервисы безопасной системы учета звонков работали из США, рассказал «Парламентской газете» Артем Шейкин. «Столь сложная схема затрудняет расследование преступлений, поиск и наказание виновных, поэтому такие звонки просто не должны проходить», — отметил сенатор.

Артем Шейкин. © Виктория Ламзина / Фонд Росконгресс

Кабмин направил разработчику положительный отзыв на законопроект, который также есть в распоряжении нашей редакции. В нем документ предложили доработать, прописав цели и случаи направления абонентом жалоб на портал госуслуг.

Кол-центром на кол-центр

Количество мошеннических звонков в мае 2022 года увеличилось на 32 процента по сравнению с аналогичным периодом 2021-го, подсчитали в «Яндексе». По данным Центробанка, за первый квартал 2022 года мошенники, в первую очередь телефонные, похитили у клиентов банков 3,3 миллиарда рублей, что почти на 14 процентов больше, чем годом ранее.

Работающие через зарубежье спамеры и мошенники ищут лазейки, чтобы их звонки с подменных номеров проходили на номера российских операторов, рассказал «Парламентской газете» телеком-эксперт Эльдар Муртазин. «Наши операторы не могут контролировать весь поступающий трафик, поэтому такие звонки проходят, — объяснил он. — Более того, по закону оператор не может блокировать никакой номер: он может лишь разорвать договор со своим клиентом, если считает, что условия нарушены. Но даже в этом случае спамер способен отсудить свой номер».

© Berkeley Communications / Unsplash

Для полноценной работы сервиса жалоб на спам необходимо создание большого кол-центра, специалисты которого в ручном режиме обрабатывали бы заявки от абонентов, уверен Муртазин. В представленном виде инициатива может сослужить недобрую службу и операторам, и абонентам, добавил эксперт. Первых начнут штрафовать за то, что они не могут контролировать. А для вторых новый сервис может открыть ящик Пандоры по сведению счетов: люди начнут жаловаться на тех, кто им просто не нравится, или даже заказывать массовые жалобы, если речь идет о бизнесе.

За что оператор в ответе

Сервисы борьбы со спам-звонками существуют и сегодня — они есть на сайтах всех крупных операторов. В форму нужно ввести подозрительный номер, после чего компания должна его проверить и отправить абоненту отчет. Можно сделать проще: заблокировать нежелательного абонента. Тогда звонки с конкретного номера не будут поступать, но мошенники и спамеры, как известно, меняют телефоны даже чаще, чем перчатки.

Проблема телефонного спама связана с оборотом серых SIM-карт, которые по закону должны оформляться только по паспорту абонента, напомнил глава TelecomDaily Денис Кусков. Зачастую же их можно купить с рук на рынке или у станции метро без всяких документов. «И звонить с них кому угодно и с любыми целями, — сказал эксперт. — Как в этом случае можно наказывать оператора, если мошенник совершает преступление при попустительстве правоохранительных органов, допускающих такие звонки?»

Работа сервиса жалоб на спам на портале госуслуг возможна в автоматическом режиме, добавил Кусков. Например, номер могут вносить в черный список при достижении определенного количества жалоб от разных пользователей. Впрочем, и в этом случае возможны ошибки. Например, человек рассылает поздравления с Новым годом всем контактам из своей большой записной книжки. Считать ли это спамом, вопрос открытый.