Маркировка на вредных продуктах не спасёт от фальсификата

Шампанское, красная икра и майонез больше дорожать не будут

Маркировка на вредных продуктах не спасёт от фальсификата

Коллаж: ПГ. Фото: ПГ / Красноперов

Введение в России маркировки на вредных продуктах соответствует мировой практике, однако требования к надписи на упаковках должны быть чёткие — в противном случае фальсификата на прилавках не избежать, рассказали эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты». И обрадовали потребителей: цены на «новогодние» продукты уже достигли максимума, дальнейшего их роста не предвидится.

Цены при появлении «чёрных меток» могут вырасти

Предложение о введении маркировки на товарах, содержащих избыточное количество сахара, соли и жира, может стать одним из инструментов в системе обеспечения качества продуктов в стране, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт. «С такой инициативой выступила глава Роспотребнадзора Анна Попова, — напомнила сенатор. — Предлагается маркировать упаковку тремя цветами — красным, зелёным или жёлтым в зависимости от содержания в продукте этих трёх составляющих».

По мнению парламентария, эта мера могла бы быть эффективной, но не основной — главное выстроить систему контроля качества продуктов. «Без этого хорошего результата мы не получим», — говорит Гехт.

Дело в том, что без чётких критериев маркировки маркетологи смогут легко обходить запрет. «Надписи на упаковках просто могут быть нечестными, — пояснил советник руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Алексей Алексеенко. — Бывали случаи, когда на упаковке сока была надпись ГОСТ, однако при изучении выяснялось, что этот ГОСТ выдавался на холодильники».

Другая распространённая уловка — указывать на этикетке, что в продукте отсутствует какой-либо вредный ингредиент, которого в принципе не может быть в составе. Допустим, в соли по определению не может быть ГМО, а в растительном масле — холестерина.

Ирина Гехт. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Сама идея о маркировке неполезных товаров неплохая, рассуждает генеральный директор НП «Росконтроль» Вадим Гитлин, и вполне впишется в известную мировую практику. По сути, инициатива предлагает сделать информацию о составе товара, указанного мелким шрифтом на упаковке, более заметной и наглядной. «Это может помочь потребителю сэкономить время при выборе продукта, а также даст дополнительную защиту гражданам, испытывающим те или иные проблемы со здоровьем, — рассказал Гитлин. — Другое дело, что для реализации идеи необходимо провести огромную подготовительную работу, поэтому оперативно ввести маркировку не получится».

Вадим Гитлин. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

По данным эксперта, из 20 тысяч проверок товаров, проведённых «Росконтролем», в 60 процентах случаев было установлено, что состав продукта не соответствует тексту на упаковке. Поэтому требования к маркировке должны быть конкретными, чтобы потребителя не вводили в заблуждение, полагает он.

«В целом если решение о маркировке вредных продуктов будет принято, цены на товары могут вырасти. Маркетологи придумают, как это обосновать», — полагает Алексей Алексеенко.

Предновогодней наценки уже не будет

Что касается цен на главные товары для новогоднего стола: шампанское, красная икра и рыба, майонез, мандарины, — то эксперты не ожидают, что ближе к празднику они вырастут. «В Федеральной антимонопольной службе уже заявили о получении большого числа обращений россиян в связи с завышением цен на продукты питания, однако ведомство не видит поводов для проведения проверок», — сказала Ирина Гехт.

Рост стоимости продуктов зафикисровали в «Росконтроле», подтвердил Вадим Гитлин. «Это естественно для периодов максимально активной торговли. Другое дело, что высокие цены перед праздником могут устояться и в новый год мы войдём с такими же ценами», — рассуждает эксперт.

А вот дальнейшего повышения к праздникам аналитики не ждут: во-первых, сезонный рост уже произошёл, во-вторых, ближе к Новому году цены и вовсе могут упасть на какой-то момент, чтобы было проще продать излишки товаров.

Отдельной темой для законодателей остаётся государственное регулирование наценок на продукты питания. «Эта инициатива обсуждается уже давно, — отметила Гехт. — Лично я считаю, что госрегулирование просто необходимо, — важно ввести ограничения на наценку хотя бы социально значимой группы товаров». По мнению аналитиков, в эту категорию могла бы попасть молочная, мясная продукция, яйца, хлеб, овощи и фрукты.

Алексей Алексеенко. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

При выборе товаров к новогоднему столу эксперты рекомендуют исходить из принципов разумности — не стоит брать товары по акции, не изучив их срок годности. «Особенно внимательно надо подходить к молочной, мясной и кондитерской продукции — это лидеры по фальсификату», — сообщил представитель «Росконтроля» Вадим Гитлин.

Но если проверить свежесть товара покупатель может буквально не отходя от кассы, то некоторые параметры узнать на месте не удастся. «Роспотребнадзор постоянно фиксирует случаи, когда на упаковке значится несуществующий товаропроизводитель, что вводит покупателя в заблуждение», — рассказал Алексей Алексеенко. В этой связи эксперт предлагает вести мониторинг таких фирм и применять жёсткие меры ответственности в отношении злоумышленников.

Светлана Дмитриева. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Кроме того, аналитики выступают за контроль над уничтожением продукции с истёкшим сроком годности. Сейчас такие товары возвращают поставщику, из-за чего возрастает риск их повторного использования — «просрочка» идёт на переработку в качестве нарезки или продаётся у недобросовестных торговцев с рук.

Автор: Мария Михайловская

Ещё материалы: Ирина Гехт

Просмотров 2518

11.12.2017 16:31



Загрузка...

Популярно в соцсетях